Переживания спортсменов

Говоря о роли эмоциональных состояний в соревновательной деятельности, уместно напомнить о законах Йеркса - Додсона. Согласно первому из этих законов существует оптимум мотивации для качественного выполнения конкретного действия. Более низкий или более высокий уровень мотивации ухудшают результат. Согласно второму закону, чем выше сложность действия для данного субъекта, тем более низкий уровень мотивации является для него оптимальным. Повышение мотивации приводит к ошибкам даже в тех действиях, которые были ранее успешно освоены при обычных стимулах, в привычных условиях.

В практике спорта за рубежом гораздо чаще используется реализация законов Иеркса-Додсона в так называемой U-образной перевернутой (инвертированной) кривой, имеющей в итоге форму купола.

Спортивные соревнования как одна из основных составляющих спортивной деятельности отличаются не только высоким накалом эмоций и чувств, но и их значительным разнообразием. Чаще всего психологи спорта выделяют следующие эмоциональные переживания спортсменов:

• соревновательное возбуждение - характеризуется высокой общей активностью спортсмена и стеническими (действенными) эмоциями. Как правило, успешное выступление в соревнованиях сопряжено с оптимальным для данного спортсмена уровнем соревновательного возбуждения;

• боевой настрой - сопровождается уверенностью в победе, готовностью к энерготратам, высоким уровнем самоконтроля спортсмена за своими эмоциями;

• спортивная увлеченность - сопровождается яркими эмоциональными переживаниями, полной сосредоточенностью на спортивной борьбе; в большей мере характерна для игровых видов спорта;

• спортивный азарт - отрицательное эмоциональное состояние, когда увлеченность спортивной борьбой приобретает аффективные оттенки, частично нарушается самоконтроль действий;

• спортивная злость - чаще всего возникает как фрустрация - кратковременная реакция на ситуацию объективной или субъективной недосягаемости цели, которая казалось такой близкой; при этом имеется в виду, что злость направлена на себя, а не на противника;

• состязательность - представляется наиболее эффективным эмоциональным состоянием для борьбы с определенным соперником. Направленность состязательности на человека заставляет использовать оценку и самооценку множества различных факторов спортивной деятельности, хорошо знать и изучать соперника, претендующего на такой же результат; как правило сопровождается уважением к сопернику и его мастерству;

• агрессивность - отрицательная эмоция, также направленная на соперника, однако сопровождающаяся обостренной враждебностью, выходом действий спортсмена за рамки дозволенного правилами и этикой спорта; агрессивность часто искусственно подогревается болельщиками и менеджерами профессионального спорта, особенно в единоборствах; характер происхождения агрессивности (социальный или биологический) наукой до конца не установлен;

• спортивная честь - рассматривается как сложное нравственное чувство, порождаемое глубоким личностным участием спортсмена в решении принципиальных вопросов спортивной деятельности, культурных традиций спорта, знанием не только буквы, но и духа спортивных правил; сопровождается стремлением к объективности оценки соревновательных действий, высокой требовательностью к себе;

• чувство личного превосходства - проявляется в самолюбовании, зазнайстве, «звездной болезни», когда спортсмен не соотносит свои эмоции с эмоциями других участников соревнований, стараясь подавить соперников своими прошлыми заслугами, требует повышенного внимания к своей персоне, ставит превыше всего свои личные интересы;

• чувство долга и ответственности перед командой, коллективом, фирмой, страной, интересы которой спортсмен представляет на соревнованиях, - субъективно это чувство связано с благодарностью, признательностью за помощь в подготовке, за предоставленную возможность померяться силами с другими спортсменами; выражается в высокой самоотдаче, в готовности к борьбе, к преодолению трудностей, оправданному риску;

• чувство спортивной гордости - возникает в результате заслуженной победы в трудном спортивном поединке; характеризуется ощущением причастности к достижениям команды, коллектива, личного вклада в победу на соревнованиях, совпадением интересов команды и самого спортсмена. Все названные выше типы эмоциональных переживаний спортсменов редко могут быть проявлены изолированно, в «чистом виде». Как правило, они без заметных граней переходят из одного в другое, образуя органичное единство, усиливая или подавляя друг друга. Несомненным является факт их сильного, глубокого воздействия на личность спортсмена.

Воздействие чаще всего оказывает комплекс социально-психологических. Полученные данные свидетельствуют о том, что наибольшее отрицательное влияние на результат оказывает первый фактор - стресс. Это такие стресс-ситуации, как: конфликты с тренером и товарищами по команде, упреки во время выступления, положение фаворита перед соревнованиями, завышенные требования, предыдущие неудачи, значительное превосходство соперника, незнакомый противник. В первый фактор вошел также суммарный показатель влияний стресс-ситуаций; это говорит о том, что неблагоприятные социально-психологические воздействия не только сами по себе ухудшают деятельность спортсмена, но и снижают его устойчивость по отношению ко всем другим стрессовым ситуациям.