Эмоционально-ассоциативные нарушения

Сопровождаются снижением критичности оценки своих действий, затруднением мыслительных операций, в частности ассоциативного мышления. В состоянии напряженности спортсмен склонен к неадекватным решениям, примитивным мыслительным актам. В отдельных случаях он может принимать решения, прямо противоположные тем, которые в данный момент наиболее целесообразны (так называемые действия наоборот), и это не случайные, а закономерные ошибки, объясняемые развитием особой, «парадоксальной», стадии состояния центральной нервной системы.

Мастер спорта по современному пятиборью Н. вспоминает, как в состоянии сильной напряженности, развившейся в связи с неожиданно возникшей вероятностью большого успеха в ответственном соревновании, перепутал очередность своих выходов на фехтовальные поединки, а когда товарищи напомнили ему, ответил грубостью. В итоге ему записали несколько поражений.

Мастер спорта по гимнастике Г., успешно выступая на первенстве Вооруженных Сил, перед выходом на последний снаряд из-за развившейся напряженности забыл комбинацию, которую удачно выполнял многие десятки раз.

Мастер спорта В. на соревнованиях по художественной гимнастике в сильном волнении перепутала начало комбинации и была уверена, что все делает правильно, несмотря на подсказки подруг и низкие оценки судей. Лишь успокоившись, она все вспомнила и долго не могла понять, «почему так все получилось».

А получилось так из-за состояния напряженности. Дело в том, что в нервной системе в связи с чрезмерными эмоциями возникает мощный очаг возбуждения - доминанта который по биологическому закону отрицательной индукции временно гасит окружающие конкурентные очаги возбуждения. Если обратиться к психологическим терминам, то в этом можно видеть элементы борьбы мотивов. Но это неравная борьба, так как все противостоящие мотивы гасятся тем из них, в основе которого лежит доминанта, подкрепленная эмоциональным фактором. Этот мотив (нередко ошибочный, категоричный под влиянием эмоций) становится сильной психологической установкой, с позиций которой оценивается поступающая информация. Оценка может быть (и даже должна быть) ошибочной, поскольку аргументы, отражающие знания, прошлый опыт, не участвуют в анализе информации, все рассматривается тенденциозно, совершаются неадекватные поступки, оплошности.

Ситуация осложняется еще и в связи с тем, что доминанта (пока она функционирует и подкрепляется эмоциями) малоуязвима. Как выявил А. А. Ухтомский, она усиливается независимо от того, положительные или отрицательные воздействия на нее направлены. На языке психологии это означает, что убедительные аргументы порою отбрасываются, а неадекватный ошибочный мотив торжествует.

Характерно, что, когда состояние напряженности проходит, человек осознает свои ошибки, видит неадекватность ранее принятых решений, горько сожалеет о допущенных грубостях, о своем ненужном упрямстве и не может понять, как это он не принимал очевидных доводов. Это значит, что доминанта ослабла, что она уже не гасит другие очаги возбуждения.