Аппетит и религии

В православии стараются молитву сделать постоянной, звучащей всегда (у них это называется "самодвижущаяся молитва"), т.е. работающей автоматически без вмешательства сознания.

У нас такая цель не стоит. Просто начинайте понемногу, в любое время дня, когда вы ничем не заняты - ходите по улице, едете в транспорте, ложитесь спать, смотрите телевизор и т.п. - произносить про себя текст этой молитвы, сочетая его с дыханием.

И вот что в этом случае будет происходить.

Иисусова молитва состоит из трех динамических объектов - мы следим за дыханием, мы следим за биением сердца, мы произносим слова. Следовательно, в тот момент, когда мы произносим Иисусову молитву, мы расслабляемся. Из мозга уходят все посторонние навязчивые мысли, мы избавляемся от неврозов и патологических зависимостей, мозг приобретает способность к концентрации и творческой активности.

С точки зрения психологии, наступает тот же самый эффект, что и при разглядывании языков пламени костра, льющейся воды, рыбок в аквариуме и т.п.

Таким образом, Иисусова молитва - один из лучших способов добиться отдыха для мозга, один из лучших способов избавиться от беспорядка в собственной голове и бесцельного движения одних и тех же мыслей по кругу.

Иоанн Лествичник (VII век, Палестина) так охарактеризовал это состояние: "Память Иисусова да соединится с дыханием твоим, и тогда познаешь силу безмолвия".

Прекрасные слова! Да, именно этого мы и хотим добиться - безмолвия в собственной голове. И тогда каждая наша мысль станет яркой, отчетливой, концентрированной.

Впрочем, похожие методики есть во всех религиях.

Например, даосизм (китайский цигун) использует "для выращивания пилюли бессмертия" дыхание через нижний "дань-тянь" (низ живота). К примеру, одна из простейших техник такова - на вдохе в низ живота втягивается мысленно энергия из всех точек на поверхности тела, на выдохе - из низа живота энергия направляется на все точки на поверхности тела. Дышать точно так же - непрерывно в течение 24 часов в сутки.

Исламские суфии используют технику концентрации "зикр" - т.е. концентрации на имени Божьем ("Нет Бога, кроме Аллаха"). Зикр (имя Бога) повторяется вначале вслух, а затем про себя. В идеале, практика "зикр" продолжается в каждый момент времени жизни суфия, как это следует из наставлений: "Присутствуйте в каждом дыхании. Не позволяйте своему вниманию отвлекаться даже на период одного дыхания. Помните себя всегда и во всех ситуациях". Т.е. мы видим все то же самое требование - мысленное обращение к имени Бога на протяжении всех 24 часов в сутки, поддержание этой молитвы даже и в гуще обычной деятельности, и во сне. Замечу, что часто "зикр" сочетают с различными танцам.

Индуисты практикуют "джапа" (безмолвное произнесение мантры). Начинающие минимум 6 часов в день, перебирая бусы, повторяют имя своего Божества с каждой бусиной один раз. Другим вспомогательным средством является синхронность повторения с дыханием или с ударами сердца. Постепенно такая практика доводится до 24 часов в сутки.

Иудеи используют "кавванах" ("прилипание к мысли"), целью которого является состояние "девекут" (соединения души с Богом), "в котором вы постоянно помните о Боге и его любви, и до такой степени неразрывно связаны с ним мысленно, что даже когда разговариваете с кем-то, то ваше сердце не с этим человеком, а все еще пребывает перед Богом". Другими словами, все то же самое - в каждый момент нужно поддерживать в мозгу процесс, которые занят мыслями о Боге.

И так далее.

В каждой религии есть подобная техника, которая и составляет деятельную основу религии.

Конечно, они отличаются, но в целом очень похожи. Главная задача каждой из этих техник добиться существования внутри своей головы фонового процесса, который в каждый момент времени наблюдает за дыханием и произносит имя Бога.

В результате этого человек сначала достигает спокойствия, успокоения мыслей, а по мере практики, попадает в специфическое состояние бесконечного блаженства.

А дальше уже система верований, к которой принадлежит человек, определяет то, как он интерпретирует свои переживания этого блаженства и какие ярлыки он на них наклеивает.

Когда суфий входит в состояние, в котором он больше не ощущает своих чувств, и его единственной мыслью является мысль об Аллахе, он знает, что это "фана". Йогин, который вошел в состояние, в котором он больше не ощущает своих чувств и мысли его сфокусированы на его божестве, скажет что он вошел в состояние Самадхи. И т.п.

Множество названий использовались для обозначения одного и того же состояния: "Дхьяна", "Самадхи", "Фана", "Даат", "Турийя", "Великая фиксация", "трансцендентное сознание".

Все они относятся к одному и тому же состоянию со схожими характеристиками. Эти многочисленные термины для обозначения одного и того же состояния пришли к нам соответственно из Буддизма, Раджа-йоги, Суфизма, Каббалы, Кундалини-йоги, Дзен и Трансцендентной Медитации.

На самом деле все это одно и тоже - состояние спокойного, сконцентрированного ума.

Почему из всех этих религиозных течений я советую именно технику Иисусовой (сердечной) молитвы.

Во-первых, большинство из нас крещено в православной церкви и, безусловно, христианство нам намного ближе, чем буддизм, даосизм или каббала.

Во-вторых, сами слова молитвы ("Господи Иисусе Христе, помилуй мя! ") мне кажутся очень образными. Ведь, что такое "помилуй"? Это значит "миловать" - целовать, ухаживать, ласкать, заботиться. Т.е. человек, говорящий эту молитву, призывает доброго и мудрого Бога-Человека снизойти, поцеловать в лоб, ободрить и благословить. В простом произнесении имени Бога (как это делается в других религиях) такого яркого и понятного образа не возникает.

В-третьих, дыхание (вдох - выдох) делается в сердце, а на сердце намного проще сосредоточиться, чем, например, на "нижнем дань-тяне" или на чакрах, которые даже не очень понятно где находятся, потому что мы их не ощущаем. Сердце - оно живое и бьется. Его легко можно почувствовать.

Именно поэтому я предлагаю вам попробовать Иисусову молитву и успокаивать свой ум с ее помощью. Начать можно с 60 минут каждый день (например, 30 мин. утром, 30 мин. вечером), постепенно увеличивая ее продолжительность.

Так как Иисусова молитва прекрасно успокаивает мозг, то вы можете использовать ее и для целей усмирения аппетита вместо успокаивающего дыхания или "надувания живота" - в тот момент, когда появляется аппетит - начинайте произносить эту молитву, сосредотачиваясь на дыхании и биении сердца.

Выделю еще один момент, который вам тоже пригодиться.

Всем нам приходится время от времени заниматься нудной однообразной работой, будь то домашняя работа, работа на производстве или спорт.

Иисусива молитва - прекрасное средство сделать так, чтобы эта работа была не в тягость. Я раньше не понимал, как можно тренироваться по 4 часа в день, ведь это так утомительно для психики!. Теперь, с помощью Иисусовой молитвы, я и сам тренируюсь так - она прекрасно занимает мысли, пока тело делает упражнения.

Правило наблюдения за тремя динамическими объектами можно использовать и по-другому.

Это упражнение называется "дыхание на десять счетов". Само это упражнение способствует тому, чтобы внимание человека автоматически отключилось от внутренних образов, в результате психика перестает тревожится, желание "заесть стресс" пропадает.

Упражнение выполняется так: мы просто садимся или ложимся и начинаем считать свои вдохи и выдохи: "раз" - при вдохе, "два" - при выдохе, "три" - при вдохе, "четыре" - при выдохе и т.д. Так дойти до 10 - это будет один цикл. Всего будет достаточно сделать 2-3 цикла.

Дышать лучше всего через рот, в меру глубоко, в слегка замедленном темпе.

Во время счета нужно сосредоточиться на трех динамических объектах:

- сам счет. Каждую цифру нужно мысленно "протягивать" во время всего вдоха или всего выдоха;

- наблюдайте за движением грудной клетки, следите за ее подъемами и спусками;

- сосредоточьтесь на ощущении вдыхаемого и выдыхаемого воздуха.

Т.е. считая, вживайтесь в каждую цифру, вкладывайте себе в нее, одновременно ощущайте, как ваша грудная клетка расправляется при вдохе и сдувается при выдохе, и не забывайте следить за воздухом, который проходит через дыхательные пути в легкие и обратно.

Удерживая в своем внимании эти три динамические объекта, вы отрешаетесь от мира с его проблемами, вы успокаиваетесь и расслабляетесь.

Итак, еще раз повторю задание:

не есть без чувства голода,

не есть во время волнения и стрессов,

не допускать обильные приемы пищи менее чем за 3 часа до сна (после 19.00-20.00).

Вместо еды во время волнения и стрессов, или после 19.00-20.00 применяйте успокаивающее дыхание или с долгим выдохом, или "надувание живота", или Иисусову молитву или упражнение по контролю за дыханием ("дыхание на десять счетов").

Подчеркну один момент. Есть после 19.00 - 20.00 можно. Только это должны быть легкие перекусы: салатики, фрукты, овощи, ягоды, сухофрукты и т.п. А еще лучше, съешьте небольшую порцию чего-то сладкого, например, чай с 1ч.л. меда или варенья, или настой шиповника (сухой шиповник купить на базаре, бросить полстакана в 2-3-литровый термос с кипятком, пусть заваривается 10-12 часов, потом использовать, как заварку) с небольшой долькой шоколада.

Употреблять на ночь белковую и жирную пищу нельзя, это сделает ваш сон нервным, не позволит высыпаться, могут сниться кошмары. Это вредно и по диетическим причинам.

Прием на ночь небольшого количества сладкого - сделает ваш сон "сладким". И это не метафора.

Как вы знаете, во сне происходит восстановление потраченных за день сил. Но что это значит? Это значит, что в мышцах происходит накопление глюкозы в виде гликогена. Т.е. для восстановления мышечных клеток требуется высокоуглеводное питание, которое и приводит к появлению глюкозы в крови. И если сахаров хватает для нормализации всех биохимических процессов и даже еще немного остается, то утром во рту у человека возникает ощущение сладости, человек просыпается свежим и выспавшимся.

Подчеркну, что прием сладкого должен быть дозированным. Не нужно выходить за суточную калорийность питания в 1000 ккал.

Возможно, в первое время будет тяжело привыкать не питаться большими порциями после 19.00-20.00. В этом случае, помимо дыхания, поможет прием жидкости - это поможет снять приступ аппетита.