Версия возникновения Вин Чун

Вин Чун куен или Вен Чун куен (оба варианта на путунхуа звучит одинаково - "юнь - чхунь - тсюань") - это вид китайского боевого искусства. Техника Вин Чун включает в себя различные способы рукопашного боя и методы боя с оружием. Известно, что впервые школы с таким названием появились в начале XVIII века в округе Гуаньчжоу провинции Гуаньдун. Вин Чун был популярен среди актеров гуандунской оперы из труппы "Красная Джонка". Сегодня Вин Чун является ведущим стилем в г.Фошань.

Существуют две официальные версии происхождения стиля. Самая популярная сейчас называет создательницей Вин Чун дочь минского генерала Люй Сэйлян, известную как монахиня У Мэй ("Пять Слив"). Она нашла прибежище в монастыре Байхэсы ("Обитель Белого Журавля") в горах Далянь, на границе провинций Юннань и Сычуань. Её ученицей была дочь продавца тофу по имени Ян Юнчунь (Ян "Поющая Весна"). Муж Ян Юнчунь, торговец солью из Шаньси Лян Бочоу, изучил технику своей жены и открыл свою школу на севере Гуаньдуна, в деревне Наньсянь. В память о жене он назвал свою школу "Вин Чун куен" ("кулак Поющей Весны").

По другой версии Вин Чун был создан шаолинским наставником Чжи Шанем на основе "обновленной" версии шаолиньцюань. Стиль, которому он обучал актера гуандунской оперы Хуан Хуабао, назвался "венчункуен" ("кулак вечной весны"), по имени одного из залов Шаолиня - Юнчуньтай ("Павильон Вечной Весны"). Хуан Хуабао поделился своими знаниями с собратьями по ремеслу - актерами Лян Эрди и Дахуамянь Цзинем, а в начале 1870-х вернулся в родной город Фошань, где и открыл школу Вин Чун. Большинство мастеров XX века являются учениками его фошаньских учеников - полицейских Фэн Сяоциня и Хо Баоцюаня, а также доктора Лян Цзяня, которого за непревзойденное мастерство называли "Вин Чун ван".

В китайском понимании, "предок-первоисточник" стиля - явление абсолютно необходимое, так как он гарантирует "истинность" на пути духовного роста. В реальности каждая школа - плод коллективного творчества, включающий опыт многих и многих поколений мастеров. На этом непростом пути возможно одновременное сосуществование как истинного искусства, так и упрощеных "тупиковых" направлений.

Кроме общепринятых легенд о происхождении стиля, существуют ещё несколько "непопулярных" версий, в которых создателями техники Вин Чун называются другие мастера.

В полном смысле этого слова, основателем Вин Чун можно было бы назвать легендарного эмэйского монаха Мяо Шуня ("Бессмертная Кошка"), учителя отца Ян Юнчунь - Ян Эра. На основе эмэйского стиля шиэрцзя ("двенадцать застав") и техники гуаньсийского байхэцюань ("кулак белого журавля") он создал медитативную форму сяонаньтоу ("малая идея"), которая является основой Вин Чун.

Другим возможным источником Вин Чун называют Мяо Цуйхуа. Она была дочерью шаолиньского мастера Мяо Хина, ученицей У Мэй, женой мастера Вин Чун Фун Да, и матерью легендарного героя Фон Сайюка. Мяо Цуйхуа также известна как создатель принципа Шуан До (Двойных Ножей). В этой версии Вин Чун изначально был расчитан на работу ножами, и лишь затем развился в технику безоружного боя.

Чжан У, который обучал актеров Красной Джонки также вполне может быть назван создателем этого стиля. В отличие от всех вышеописанных возможных источников Вин Чун, Чжан У - реальная личность, чьё существование подтверждено документально. В юности он выступал в пекинской опере как певец и ведущий актер в батальных сценах. Чжан У некоторое время жил в районе Хэншань в Хунани, где овладел стилями цзиньганчжан ("алмазная ладонь"), танланцюань("кулак богомола"), тайцзицюань и инчжаопай ("когти орла"), тренируясь у мастера И Чэня (принадлежавшего к 22-му поколению монахов Шаолиня). Где-то между 1723 и 1736, Чжан У переехал в Фошань, в провинции Гуандун. В Фошане Чжан У стал известен как "Тан Сао У", что означает "Сухорукий". Из-за частичного паралича его левой руки он не мог использовать никаких "размашистых" боевых техник. Чжан У обьединил актеров оперы Красной Джонки (известных также как "Послушники Грушевого Сада") в ассоциацию "Хунхуахуйгуан" ("Союз Красного Цветка"), в которой он преподавал традиционные "Восемнадцать искусств гуандунской оперы".

Более вероятно, что Чжан У преподавал актерам Красной Джонки северные военные искусства, чем что-то подобное Вин Чуну. Однако, его влияние на Красную Джонку бесспорно, и его наследие сыграло немалую роль в том, что в конечном счете стал известным как Вин Чун.

Если о "первоисточнике" Вин Чун можно лишь догадываться, то его техническое содержание вполне доступно для анализа. Естественно, Вин Чун возник не на пустом месте, из одного лишь созерцания боя журавля со змеей (или лисицей). В каждой ветви Вин Чун называются иные стили, из которых он произошел.

Чаще всего его связывают непосредственно с шаолиньской традицией. Такой подход вообще весьма характерен для южнокитайских школ. Северные стили (а шаолинь цюань "южным" никогда не был) основаны на непривычных для южан двигательных стереотипах и считаются более "древними", то есть в китайском понимании - более "качественными". Однако, современный шаолинь пай менее всего напоминает Вин Чун, даже в его самом "формализованном" виде.

Другой "базовой" для Вин Чун школой называют юн чунь байхэ цюань ("кулак белого журавля уезда Юнчунь"). Для жителей провинции Гуаньдун, исповедующих стили "южного кулака" (хунцзя, цайлифо, баймэй), оригинальный фуцзяньский стиль "журавля" также был чем-то экзотическим. Традиционный для байхэцюань сброс силы методом "встряхивающейся собаки" мог быть заменен на более привычный гуаньдунцам резкий "складывающийся" импульс.

Еще одним источником "узкой" техники Вин Чун считают переработку формы боя копьем "южного богомола". На это есть свои основания. В так называемом "боковом" Вин Чун из деревни Гулао бой ведется в манере, довольно напоминающей стиль "богомола", с "вязкой рук", короткими подшагиваниями и глубокими выпадами. Атаки и защиты выстраиваются по шести "окнам", что очень напоминает фехтовальную схему.

Вероятнее всего, Вин Чун не возник в одночасье из какой-то одной определенной школы, а представляет собой компиляцию из множества стилей. Методика тренировки Вин Чун имеет свои параллели в тайцзицюань, ицюань, танланцюань. Сочетание коротких "мечей-бабочек" с длинным шестом характерно для хунцзяцюань (кант."хунгар").

В действительности, сегодня существует только два принципиально различных стиля Вин Чун - "уступающий" и "отражающий". Впрочем, не существует школы Вин Чун, декларирующей свой стиль как "жесткий" или "силовой". "Жесткость", как и "мягкость", - понятия относительные. Существует принципиальное отличие в методах приема и выдачи импульса атаки. Самый распространенный путь - применить "пружинную" силу, наподобие распрямляющегося прута (роль которого выполняет поясница). Другой способ - это использование "пустой" силы, основанной на "проваливании" противника в момент завершения им атаки, за счет смещения своего центра тяжести по спирали.

Несмотря на всю свою мировую популярность, "уступающий" Вин Чун медленно, но верно исчезает. И дело даже не в отсутствии желающих получить знания или нежелании их дать. Просто этот процесс требует многолетних планомерных тренировок "из рук - в руки". Большинство же рассчитывают на сиюминутный результат. Таких "пользователей" становится всё больше и больше, а истинных мастеров - наоборот. Атакующий "динамический" Вин Чун сегодня активно вытесняет старое "выжидательное" направление. Такой стиль более прост в обучении и легче адаптируется к различным соревновательным правилам. Древний принцип Вин Чун "уступить - значит победить" означает, что лишь давая противнику "первое слово", можно "узнать" его и "понять". В более широком понимании, Вин Чун - не только боевое искусство, но, прежде всего духовная практика, дающая ответ не только на вопрос "как", но и на вопрос "зачем".