Основные принципы и структура Вин Чун

Как истинное боевое искусство Вин Чун имеет свою теоретическую базу, основанную на оригинальных принципах, что делает данный стиль очень эффективным в реальном поединке.

Принцип первый: избегать противопоставления силы силе. Целесообразно отклонить атаку противника, чем жестко ее блокировать. Так же следует использовать уход с линии атаки посредством передвижений или перемещений тела в пространстве.

Принцип второй: действовать вдоль центральной линии. Эффективность всех приемов базируется на теории центральной линии, которая предполагает защиту при оптимальном положении рук и ног, а так же действенную контратаку. Следует защищать свою центральную линию и атаковать точки, расположенные на центральной линии противника.
Мысленная ось, проходящая вдоль позвоночника через тело человека, в искусстве Вин Чун получила название центральной линии. С метафизической точки зрения именно через нее в человеке объединяются Небо и Земля.

Принцип третий: одновременное использование обеих рук. Это означает, что защищаясь одной рукой, следует контратаковать другой рукой. При этом защитное и атакующее движение выполняется одновременно, практически без задержки. Сокращение времени между блокированием атаки и нанесением ответного удара до минимума дает большое преимущество в реальном поединке.

Принцип четвертый: использование всего тела для нанесения удара. Здесь подразумевается, что начальная сила с поворотом тела перетекает из стопы в бедро, затем усилившись там, переносится через поясницу и корпус к плечу и, получив максимальное ускорение с помощью трицепса, выплескивается через кисть.

Технический арсенал школы (т.е. cтруктура Вин Чун) кодифицирован в шести таолу (комплексах) - четырех комплексах без оружия и двух с оружием. . Первый из них называется “Размышление”, второй — “Ищущие руки”, третий — “Бьющие (летающие) пальцы”, четвертый — “Деревянный человек” (это комплекс упражнений с деревянным манекеном). Пятый комплекс — “шест дракона” — посвящен работе с шестом, шестой — с “ножами-бабочками”.

Огромное внимание в тренировочном процессе отводится упражнениям из раздела "Чи Сау" - "липкие руки". Навыки, развивающиеся вследствие тренировки этих упражнений, дают возможность эффективно нейтрализовать атаки противника и контратаковать его, находя свободные зоны в его защите.

Для подготовки к реальному бою помимо упражнений "Чи Сао", используются тренировки на специальном деревянном манекене, для которого разработан комплекс состоящий из 108 движений. Деревянный манекен незаменим для тренировки наиболее травмоопасных техник, так как они не могут быть отработаны с партнером при выполнении с реальной силой и скоростью.

Говоря о тактике поединка, следует сказать, что, как правило, предпочтение отдается ведению боя на короткой дистанции. Защитные и атакующие действия в основном проводятся руками. Ноги используются реже: как правило, для перемещений, ударов в колено и пах, а так же с целью проведения различного рода подножек, подсечек и подбивов.

Как и любой реальный боевой стиль Вин Чун содержит техники, относящиеся к разделу Циньна, которые начинают изучаться на более высоких ступенях мастерства.

Все перечисленные принципы воплощены в эмблеме школы Вин Чун - цветке сливы с пятью лепестками, который символизирует собой и человека и пять основных элементов: дерево, огонь, землю, металл и воду, лежащих, согласно восточной философии, в основе мироздания, и фазы их взаимопревращений в соответствии с "Каноном Перемен" (И-цзин). Восемь тычинок, расходящиеся из центра цветка в четырех основных и четырех промежуточных направлениях света, показывают линии распространения энергии, сила приложения которой в каждом направлении концентрируется в одной точке.

Нет ни одного похожего листочка даже на одном дереве, у всех есть свои индивидуальность и характер. Но чтобы сохранить дерево, его корни, ствол и крону, а также вид, необходимо знать и уяснить единые принципы школы, что и составляет единую основу.

В основу удара Вин Чун заложен принцип кнута или разжимающейся пружины. Поэтому удар может наноситься практически с любого расстояния, обладая сокрушительной силой. На высших ступенях мастерства в Вин Чун используются сотрясающие удары открытой ладонью и удары "летающими пальцами" по болевым точкам.