Правление династии Чжоу

Время правления династии Чжоу подразделяется на три периода: период Западного Чжоу (Си-чжоу 1122-771 гг. до н.э.), период Восточного Чжоу (Дун-чжоу или Чжуань-го 770-403 гг. до н.э.) и период Воюющих царств (Джань-го 403-221 гг. до н.э.). Власть в государстве передавалась по наследству. Власть давала право быть духовным, политическим и военным вождем, верховным владыкой земли и людей. В древнем китайском литературном памятнике "Ши-Дзы" это выражалось следующим высказыванием: "Под бескрайним небом нет земли, которая ни была бы далекой". По всей стране "от края до моря" нет никого, кто ни был бы царем или слугой. Однако, несмотря на это, различные провинции представляли собой в значительной мере самостоятельные царства, что особенно стало проявляться с VII и к IV в. до н.э. В период воюющих царств страна раскололась на пять самостоятельных провинций, ими управляли пять правителей: Ци, Чу, Цинь, Цзынь, Сун, которые вели между собой непрерывные войны. Одновременно велись войны с постоянно нападавшими на них кочевниками.

Так продолжалось до Ш в. до н.э. - вплоть до создания централизованного государства, во главе которого стала династия Цинь. В эти эпохи были созданы такие философские трактаты: "И-цзин", "Шу-цзи", "Си-ци-чжуань". Понимание внутренних процессов организма, его взаиндодействия с внешней средой открывает новые горизонты для работы над собой в кулачном искусстве. Но, к сожалению, глубокое учение познать могли лишь высоко образованные люди. Как ни жаль, но из-за этого множество направлений канули в бездну вечности. Тех, кто хотел достичь мастерства в боевом искусстве и духовности, как правило, было очень мало.

Люди, которые хотели учиться, в своем большинстве были еще и неграмотны, что затрудняло обучение. Поэтому мастера прошлого передавали секреты своих стилей в устной форме и путем наглядной демонстрации, этому можно было научить даже неграмотного ученика. Наблюдая за качеством выученной информации, мастера были спокойны: то учение, которое они передают, дойдет до следующего поколения. И лишь благодаря такому подходу суть многих боевых искусств, пройдя через многочисленные испытания и войны, спасая жизнь своим носителям, хранителям, дошла до следующих поколений. Далеко шагнула вперед наука, литература, искусство, кулачные единоборства.

Крупнейшим культурным центром Китая того времени было царство Ци. На рубеже IV - Ш в. до н.э. в его столице Линьцзы была создана своего рода Академия, в которой собирались мастера разных направлений, как прикладных, так и философских. Начала развиваться иероглифическая письменность. К сожалению, очень мало сохранилось каких-либо достоверных памятников и документов, непосредственно характеризующих состояние боевых искусств того времени. Однако, можно сказать, что мастерство в развитии боевого искусства уже достигло определенного уровня, как в понимании своих задач, так и в их практическом решении. Мастера уже обладали глубоким знанием, как в боевом мастерстве, так и в философии, науке, медицине, искусстве. Многие были государственными деятелями, полководцами, служителями культа.