Немного из истории Китая

О ранних этапах развития боевых искусств можно судить по материалам раскопок, сохранившимся историческим памятникам, древним рукописям, преданиям. С древних незапамятных времен люди придумали и взяли в руки оружие. Кто с целью защиты, кто нападения, кто для добычи пищи. Если проследить за эволюцией человека как биологического вида, то можно заметить, что параллельно развивается и человеческое общество, формируются и совершенствуются культура и духовность. Культура и духовность пронизывают все сферы человеческой деятельности, в том числе и боевые искусства.

Одной из главных причин возникновения направлений, стилей и школ является потребность в подготовленных воинах. Демонстрировалось превосходство военной знати в области военно-физической подготовки. Это было необходимо потому, что в Древнем Китае отдельные племена вели беспрерывные войны за обладание лучшими землями, а также ради военной добычи. С развитием феодальных отношений происходят перемены в культурной жизни Китая. Мастера боевых направлений веками создавали и сохраняли свои самобытные формы, обогащали их новым содержанием, новыми приемами.

Периодизация истории Китая обычно отражала хронологию китайских династий. Вследствие господства племени Ся на территории Китая в ХХШ ≈ XVIII веках до н.э. это время носит название эпохи Ся. К этим временам восходят древнейшие предания о китайском народе, зачатки иероглифической письменности, рост и распространение культуры, боевого искусства. Жестокие битвы за власть длились порой годами и десятилетиями. И в XVIII в. до н.э. возникает государство Шан (инь). Ростом мощи эпоха Шан обязана развитию военной подготовки. Наряду с качественным использованием лука, копья, меча, верховой езды, развивались и кулачные искусства. Множество боевых направлений канули в века, так и не дойдя до наших дней. На поле брани гибли не только простые люди, но и мастера, носители традиций боевых искусств. Различные направления боевых искусств объединялись, с годами происходила трансформация, определенные школы теряли свою самобытность, но такой синтез давал большой толчок в развитии.

В XII в. до н.э. на историческую арену вышло племя Чжоу, и царство Шан перестало существовать, уступив место династии Чжоу. В эпоху династии Чжоу территория государства расширялась, что способствовало развитию боевых искусств. В VII в. до н.э. началось применение железа, улучшилось оружие и одновременно владение им. С 579 по 499 гг. до н.э. в царстве Чу жил основатель даосизма легендарный мудрец Лао-цзы. Его подлинное имя Ли Эр. Он правил после себя труд из 5000 знаков под названием "Дао-дэ-цзин", "Путь добродетели, или книга о силе и действии". Лао-цзы изложил суть учения о Дао. За основу духовного роста и учения множество боевых направлений взяли на вооружение для себя даосизм, тем самым, дав окрас своим учениям.

⌠Дао рождает вещи, Дэ вскармливает их. Создавать и не присваивать, творить и не хвалиться, являясь старшим, - не повелевать, - вот что называется глубочайшим Дэ.
"Дао не имеет вида, не издает звуков, не обладает формой, смотрят на него, но не видят, слушают его, но не слышат, ловят его, но не могут поймать".
"Тридцать спиц соединяются в одной ступице колеса, и, поскольку в оси ступицы есть пустота, появляется возможность использовать колесницу. Из глины делаю сосуды, и, поскольку сосуды внутри пусты, появляется возможность использовать их. Двери и окна выдалбливают, чтобы построить дом, и, поскольку дом внутри пуст, появляется возможность использовать его. Поэтому наличие предметов приносит пользу, а имеющаяся в них пустота делает их годными к употреблению. "Дао" - это пустота".
"Стремясь к малому - приобретаем, стремясь ко многому - впадаем в заблуждение".
"Мягкое, слабое побеждает твердое и сильное. В Поднебесной нет ничего мягче и слабее воды, но она нападает на крепкое и сильное, и никто не может победить ее".

"Нет беды тяжелее, чем недооценивать противника".
"Если хочешь, чтобы люди шли за тобой, иди за ними".
"Кто знает меру, у того не будет неудачи".

Претворяя теорию "Дао" в практику боевых искусств, родились такие качества как честь воина, смирение, преданность, устойчивость, великодушие, вера. Эта эпоха подарила миру еще одного великого мудреца и философа: основателя конфуцианства Кун-цизы, или Кун-фу-цзы. Конфуций, жившего в VI-V веках до н.э. (551-479 гг.) в княжестве Лу. И опять, благодаря его учению, боевые искусства обогатились и облагородились. И возникло еще одно из течений, где корнем было конфуцианство.