Китай и боевые искусства. Империя Цинь

Большой вклад внес в развитие и совершенствование боевого искусства легендарный правитель Китая Шэнь Нун. Точные даты жизни его неизвестны - существует лишь указание в общей форме на ранние годы эпохи Чжоу. Легенда гласит, что Шень Нун приглашал мастеров боевых искусств для подготовки и обучения своих воинов. Тем не менее, он сам хорошо владел искусством с оружием и без. Показывая свое мастерство на соперниках, он вдохновлял своих подчиненных и силой духа и правотой поступков, своей деятельностью в государстве.

В Древнем Китае была широко распространена идея предупреждения заболеваний и продления жизни. В различных направлениях были введены к ученикам требования, за основу которых взяты традиции мастеров и философов. Так Конфуций в своем сочинении "Лунь Юй" писал: "Болезнь проникает через рот". Он описывает правила питания и признаки недоброкачественности продуктов. Умеренность и строгий режим во всем - первое условие нормальной жизнедеятельности организма. "Если человек беспорядочен в своем отдыхе, не регулярен в приеме пищи и неумерен в работе - болезнь убивает его". "Не переутомляйте свое тело, не истощайте вашу энергию, и вы будете долго жить",советовал даоский философ Чжуань-Цзы, живший в IV - Ш в. до н.э. (369-286 гг.). "Много радуетесь - нарушаете ян, много гневаетесь - нарушаете инь." Разумная умеренность в половой жизни считалась также немаловажным условием в занятиях боевым искусством, это залог здоровья и долголетия. Пэн Гуну традиция приписывает следующее высказывание: "Благородный человек имеет отдельную от жены постель, средний человек укрывается отдельным одеялом. Отдых на отдельной постели - лучшее из всех лекарств".

Запрещался брак между родственниками. И большое значение в предупреждении заболеваний придавалось физическим упражнениям. В ходе непрерывных войн между древнекитайскими царствами V - Ш вв. до н.э. погибло очень большое количество людей, население уменьшилось больше, чем наполовину, гибли и мыслители, и полководцы, и ученые мужи. В это время власть в руки взяло сильное и мощное Циньское царство во главе с Ин Чжэнем. Подчинив соседние земли, Китайская империя простерлась от пустыни Гоби на севере до Южно-Китайского моря на Юге, от Ляодуньского полуострова на востоке до гор Памира на западе. Сделавшись главой государства, Ин Чжень принял титул императора и стал первым императором империи Цинь.

Этот титул он закрепил за своими потомками. По окончании войны с гунами (IV в. до н.э ) по всей северной границе Китайской империи, на протяжении 4000 км. от Ляодуна до Ганьсу, началось строительство Великой Китайской стены для защиты от набегов кочевников. Строительство длилось 10 лет днем и ночью. В строительстве участвовало не менее 2 млн. человек. Многие погибали и их хоронили здесь же. В III в. до н.э. - на границе двух эпох - конца династии Чжоу (период Чжань-го) и начало династии Ци, появился первый крупный трактат: труд о природе и жизни "Книга о внутреннем" - "Нэй-цзын", ставшая каноном для многих направлений, как прикладных, так и философских, медицинских. Летописи относят появление трактата к гораздо более раннему времени, связывая его с легендарным Желтым императором, которого считают родоначальником многих китайских дисциплин. Трактат написан в форме беседы императора с сановниками Ци Бо и Лей Гуаном. Поэтому трактат нередко называют "Хуанди нэй цзын".

Этот четкий и содержательный труд несет в себе формулировку различных задач, формулировку смысла существования, данную за три столетия до н.э. и верную по сей день. Трактат вызывает безграничное восхищение мудростью тех людей, которые сумели создать его, и уважение к тем, кто сохранил и донес его до наших дней. Таким образом, каждый, уважающий себя мастер, хотел постичь путь совершенствования, углубляясь не только в прикладной аспект, но и во внутренний. Изучение многих трактатов раскрывало непонятные доселе вопросы: почему происходит так, а не иначе. Со временем отношение к научным трактатам стало принимать совсем другой характер, порой из них создавали культ святости. Трактаты содержали учение о беспредельности, великом пределе, всемирной энергии, двух космических силах, пяти первоэлементах, триаде, великом космическом пути... Таким образом, включение разных дисциплин в состав боевых искусств выводит их в ранг науки, самобытной и оригинальной.

Таким, одним из немногих, был ученый мастер Цуан Юй-и, родившийся в 215 г. до н.э. Он уделял много времени занятиям боевым искусством, философии, был замечен сановниками императора, и слух о его мастерстве дошел до самого императора. Убедившись в его мастерстве бойца, философа и политика, император назначил Цуань Юй-и начальником отдела Ци округа Тайцан, где пользуясь большим авторитетом и любовью Цуань Юй-и заслужил почетное имя Цан Гун - отец Цан. Будучи государственным деятелем, Цан Гун не прекращал свое совершенствование в боевом мастерстве, но нехватка определенных знаний в этом искусстве не давала желаемого успеха. Наконец, судьба свела его с престарелым мастером по имени Ян Цзин. В течение трех лет Цан Гун под его руководством постигал таинства внутренней работы над собой. Дав самое главное, мастер Ян Цзин сказал: "Мой дом богат. В деньгах я не нуждаюсь. Ты мне нравишься, и я хочу передать тебе все мое знание и тайное учение". С этими словами он отдал Цан Гуну свои рукописи и сочинения. К сожалению, до нашего времени не дошли ни название направления, ни тексты о нем.