Обучение технике

Техника — это тот аспект любого вида спорта, который подразумевает овладение спортсменами именно теми видами движений и теми способами выполнения действий, которые характерны для данного конкретного вида спорта. Способов и методик преподавания техники существует великое множество, но все они включают в себя выполнение определенных упражнений и отработку приемов.


Упражнение – это целенаправленное, специально организованное и неоднократно повторяющееся выполнение действия. Сформированные в результате упражнений способы действия называются навыками. Начиная выполнять действие, человек, владеющий навыком этого действия, не обдумывает его заранее, не выделяет из общей композиции действия какие-либо отдельные частные элементы. В этом состоит главное отличие навыка от умения, которое подразумевает концентрацию внимания на каждом отдельном элементе действия при его исполнении.


Прием — это законченное техническое действие, являющееся серией строго обусловленных действий и ставящее целью достижение заданного конкретного результата в заданной ситуации. В спортивных единоборствах роль приемов видна как нигде. Для успешного овладения тактикой поединка спортсмен должен достаточно прочно освоить стандартные способы реагирования (уклонения, контратака, броски, удержания) на стандартные ситуации, в частности, виды атаки (захват, удар, комбинированная атака). Прочное усвоение основных приемов позволяет свободно варьировать способы реагирования в зависимости от конкретной ситуации. Например, на выбор конечного приема при свободной защите от фиксированного способа нападения в айкидо (дзию вадза) влияют такие факторы как вес партнера, степень его чувствительности к действиям обороняющегося, ловкости и гибкости, мощь атаки, свободное пространство и физические параметры самого защищающегося.


Восприятие техники занимающимся меняется с возрастом и с дальнейшим ростом мастерства. Переосмысление элементов техники, совсем недавно казавшихся азбучными истинами — признак роста спортсмена в профессиональном плане. А поскольку освоение техники единоборств требует в значительной мере задействования образного и интуитивного мышления, возрастной критерий в обучении спортсменов выступает на передний план.

На Востоке выделяют два типа учителя. Первый учитель, являясь великолепным мастером, достигшим невероятных высот в овладении техникой, совершенно неспособен передать свои знания ученикам. Причины своих неудач на этом поприще он склонен видеть в тупости и недостаточном усердии своих учеников, забывая, что когда-то сам находился в начале пути. Учитель второго типа, в отличие от первого не блистающий совершенством техники, настолько сильно сопереживает своим ученикам, настолько заинтересован в их профессиональном росте, что добивается того, что ученики показывают блестящие результаты и через всю жизнь проносят чувство почтения и благодарности наставнику за проявленное внимание, заботу и терпение.


Совершенно очевидно, что унифицированный подход к обучению спортсменов разного возраста и уровня физической подготовки не только малоэффективен, но даже вреден для здоровья и психики последних. Все большую актуальность приобретает индивидуальный подход к каждому отдельному ученику, требующий учета таких факторов, как состояние его здоровья, психическая устойчивость, темперамент, особенности восприятия и мышления, психологический климат в семье и характер отношений с социумом, мотивы выбора данного вида спорта. Необходимо отойти, наконец, от закоснелых представлений тренеров первого типа, которые, в сущности, тренерами не являются. О-Сэнсэй Уэсиба на этот счет высказался предельно четко: “Если хочешь найти хорошего учителя, сторонись равнодушного!”.


Итак, для повышения отдачи со стороны учеников, особенно детей и подростков, являющихся, без преувеличения, “надеждой айкидо”, “самым перспективным вложением”, необходимо хорошо знать, как меняются психика и физиология человека с возрастом, и уметь использовать сильные стороны каждого этапа развития человека для максимального раскрытия его потенциала.