Свиля

Свилю без натяжки можно назвать базо вым видом славяно-горицкой борьбы. Согласно этимологии, "свили", "свиля" происходит от глагола "вить", "виться", "извиваться". Этому глаголу, с моей точки зрения, соответствует термин "витязь", который можно считать близ ким к этому смысловому ряду. Витязь — это воин-победитель, достойный и мудрый; победа, или "витяжество", символизирует торжество жизни над смертью; жизнь попросту "избегает" смерти или "извивается" (ускользает) от нее. Подобное качество близко соотносится с сим волом жизни — спиралью, которую символи зируют змей или ящер (яша, юша, яже, ежи). Змей извивается, избегая смерти, двигается по спирали.

Техника свили

Согласно выводам, полученным нами ра нее, человеческое тело устроено так, что дви жение по асимметричной спирали для него са мое естественное. Ящер, кроме всего прочего, — древнейшее хтоническое божество, "хозяин мировых вод", следовательно, витье, скручива ние, извивание или движение по спирали при надлежат к стихии Воды. Свиля отражает со бой качества воды, которых, как мы знаем, не сколько. Если вода течет, обтекая препятствия, а человек двигается, избегая контакта с опасно стью, то мы имеем дело со свилей оборонитель ного, или избегающего характера. Если вода, обтекая препятствие, затем его смывает, а чело век, уклонившись от удара, сбивает своего про тивника, то мы имеем дело со свилей второго уровня, строящейся на контратаке. Если же вода падает с неба в виде потока, то для нее нет пре пятствий, а для человека, владеющего свилей-ловушкой, не существует защищенных мест у его противника.

Система подсадов

Кстати, именно принципы свили легли в основу хлещущих ударов в русском кулачном бою. Если мы представим себе механику удара плетью, то получим интересную картину. Хлест кий удар рукой — по механике — практически одинаков с ударом гибким оружием, будь то ки стень или боевой бич. Так, если противник по ставит на пути движения плети или бича пре пятствие, пытаясь защититься, то либо плеть обовьется вокруг препятствия (например, пал ки или руки), что в конечном итоге приведет к "обезоруживанию" защищающегося (либо руку сломают, либо выбьют оружие), либо конец гиб кого оружия пробьет незащищенные зоны, как только препятствие изменит траекторию его уда ра.


рис. 12 рис. 13

рис. 14 рис. 15 рис. 16

Таким образом, что бы ни делал защищающийся, он всегда будет открыт под удар, вы полняемый по петлеобразной хлещущей тра ектории. В славяно-горицкой борьбе движения корпусом всегда передают свой импульс конеч ностям, что позволяет достигать эффекта двой ного, а иногда тройного огибания защиты про тивника.

рис. 17 рис. 18

Свиля по принципу трибожия разделена на три группы технических элементов.

Первая группа — подсады. В их основе лежит принцип ухода вниз под удар. Подсады Действуют по принципу понижения уровня стояния. При выполнении подсадов можно стоять в замкнутой точке пространства (в "пяте"), либо двигаться вперед с одновременным понижени ем уровня стояния. Подсады вполне физиоло гичны и при выполнении легко меняют плос кость развития атаки.

Самая высо кая форма выпол нения подсада — это подплечный подсад (рис. 12).

Инициатором движения в нем является плечо, скрученное движе ние которого "в сторону — вниз" приводит к про пусканию прямого удара, направлен ного вам в голову (рис. 13, 14).

Перенос центра тяжести при этом осуще ствляется вниз за счет частичного разворота и сгибания коленей, а также за счет общего скру чивающего движения корпуса вниз.

Примечание. Любой подсад представляет собой способ опускания центра тяжести к земле для пропускания удара противника над собой, однако, при соответствии идее и единству прин ципа ухода от ударов, подсады имеют разные технические схемы движения.

После выполнения защиты с помощью под плечного подсада (рис. 14) и перехода в мертвую зону для противника можно осуществить толчок плечом в подмышечную впадину (рис. 15), сразу же перейдя на удар локтем снизу в голову противника (рис. 16).

После удара локтем, находясь все еще на дистанции подавления жизненного простран ства, можно перевести борьбу в силовое русло и выполнить удушение противника с дальней шим его сбиванием на землю (рис. 17).

рис. 20 рис. 21 рис. 22

Подплечный подсад может с успехом при меняться для уклонения от диагонального уда ра снизу вверх палкой или мечом (рис. 18), а также при ударе сверху вниз по диагонали (рис. 19).

Следующим по высоте стояния является боковой подсад (рис. 20).

Его особенность состоит в том, что при уходе вниз от удара противника вы двигаетесь на противника, при этом разворачиваясь и из меняя плоскость атаки. Этой форме подсада сопутствует греко-римская защита, которая по могает страховать голову от удара.

Идея подсайдашного подсада была взята из казачьих стилей и соответствует движению руки к голенищу сапога и засапожному ножу (рис. 21).

рис. 23 рис. 24 рис. 25

Рука стягивает корпус вниз скользящим движением по бедру к голени, за счет чего про исходит уход от удара (рис. 22).

Подсад прогибом осуществляется на устой чивых, почти прямых ногах. Первая фаза под сада прогибом вызвана необходимостью оценки траектории бокового удара, поэтому взгляд дол жен быть направлен на противника. Сначала движение направлено по траектории удара, за тем идет резкий прогиб под удар (после оценки точности траектории) с инерционным перека том от плеча к плечу с выходом в уключный устав или в серию элементов.

Подсад прогибом можно выполнять как против бокового, так и против прямого удара, а также против ударов палкой, мечом, ломом, ру кой или ногой (рис. 23, 24, 25, 26).

Подсад прыжком (рис. 27) осуществляется резким подбиранием ног под себя, то есть прыж ком. Самая низкая форма подсада целесообраз на при ударе предметом (рис. 28) или сильном проникающем ударе рукой или ногой (рис. 29).

Подсад пластом, или "змеиный подсад", Целесообразен при ударе предметом (палкой, мечом и т.д.). Осуществляется резким отставлением ноги назад, при этом плечевой пояс резко уходит вниз, а одноименная с ногой рука резко вытягивается вперед, что приводит к распластыванию защищающегося по земле и уходу с линии атаки (рис. 30, 31).


рис. 26 рис. 27