Русская рукопашная

Причина интереса иностранцев именно к славяно-горицкой борьбе вполне проста. Эта система боя построена на фундаменте русской двигательной культуры. А она всегда вызывала живейший интерес в зарубежье. Взять хотя бы русскую школу классического балета. Думаю, не надо лишний раз говорить, что эта сфера русской культуры всегда вызывала бурю вос торгов не только у себя на родине, но и за гра ницей. Русский балет, русская литература, рус ские танцы и народные промыслы известны во всем мире. Закономерен и рост известности русских единоборств. Но если за границей пользуются спросом изделия мастеров хохломской росписи и вологодские кружева, то все же никто там не пытается насадить и культивиро вать отрасли русской национальной традиции. Да и к единоборствам русским интерес скорее культурного плана, нежели практического, так сказать, утоление жажды любопытства к наци ональной экзотике.

Почему же современные жители России с таким жаром отдаются изучению не своей, а чужеродной культуры движения? Кроме отсут ствия информации по этому вопросу, сказалась и своеобразная не заинтересованность в созида нии собственной физической культуры, посколь ку самосознание русского этноса не вырабаты вало ортодоксальных установок, защищающих эту сферу национальной культуры, как это, на пример, происходит на Востоке.

В связи с тем, что основой физической подготовки русского человека служил тяжелый физический труд, условия быта и природные условия, а не заботливо оберегаемая и развива емая система обучения с тысячелетними тради циями и институтом наставников, единствен ным спасительным звеном стала игровая и праз дничная традиция.

Вот как влиял профессиональный навык на технику, применяемую в бою. Скажем, па стух, привыкший действовать на пересеченной местности и прекрасно управляющийся с кну том и крючковатой клюкой, необходимыми для управления стадом, так же успешно мог при менять свои навыки в бою. А скоморохи, буду чи отменными плясунами, жонглерами и лице деями, могли совершенно спокойно применять свои умения в разведывательной деятельности и в открытых столкновениях. Не говоря уже о крестьянах и ремесленниках, для которых ку лачный бой и борьба на протяжении многих веков оставались практически единственным развлечением. Воины-профессионалы, разуме ется, всегда были самыми последовательными сторонниками системной боевой подготовки.

Когда упала значимость физической под готовки в военной среде, тогда же и физичес кий труд стал постепенно заменяться машин ным производством. Таким образом, одно из главных звеньев в физическом развитии чело века было исключено из его жизни.

Постепенно функции, возлагаемые людь ми на свои тела, стали передаваться различ ным механизмам и техническим приспособле ниям.

Даже такие элементарные нормы жизни живых организмов, как защита себя от нападе ния или отстаивание своих физических прав, были перепоручены специально созданным об щественным институтам.

Поскольку в современной цивилизации тело человека перестало выполнять свои функ ции, оно перестало быть инструментом выжи вания. Следовательно, способы выживания, такие, как рукопашный бой, тоже стали терять свое значение, превращаясь в самооборону, где главное не победить, а избежать нападения и, следовательно, конфликта.

Очень многие современные мыслители, озабоченные состоянием духа русской нации, говорящие о том, что от века к веку духов ность великороссов непоправимо деградиру ет, почему-то стараются упорно не замечать, что процесс духовной и физической деграда ции — это прежде всего две стороны одной медали.

Мудрецы всех времен всегда были склон ны видеть причины духовного несовершенства человека именно в его телесной деятельности. Исходя из постулата о нечистоте и греховности плоти, они выводили догмат о невозможности достичь духовного совершенства через телесную деятельность. О том, насколько убого такое понимание человеческого существа, можно было бы и не говорить, но подобные идеи по сей день дают свои ядовитые всходы.

Для того чтобы понять, что тело человека это такое же, в принципе, совершенное творе ние, как и его душа, многим людям не хватает жизни. Многие годы маясь от болезней и пол жизни простояв в очереди за лекарствами, страждущий никогда не захочет понять, что в его болезнях виновато его неумение двигаться, держать осанку и его нежелание понять, что тело, так же, как интеллект и психика, нужда ется в заботе и развитии.

За годы преподавания рукопашного боя через мои тренировки прошло множество лю дей, многие из которых и понятия не имели о двигательных возможностях своего собственного тела. Постепенно у меня вызрело четкое убеждение в том, что существует прямая и обратная связь между объемами движения, на которые способен человек, и объемами его сознания, точ нее, развитием сознания.

Человек, не пытающийся выползать из тюрьмы своих каждодневных движений, и свою жизнь, и мир вокруг себя воспринимает так же серо и убого. Такие люди не чувствуют радости от своего существования, захлебываясь в мел ких мыслишках и бытовых неурядицах.

Разнообразный физический труд ушел в прошлое, рукопашный бой в силовых структу рах подменен формальной практикой. Даже умение танцевать стало уделом немногих. Но несмотря на неблагоприятные условия, культу ра движения все-таки не умерла и продолжает существовать и развиваться, пусть и среди не большого числа сторонников.

Это меньшинство живет не благодаря, а вопреки, на все события в жизни имея свою точку зрения. Что удивительного в том, что люди хотят постигать смысл существования через практику телесного движения? Ничего. Как нет ничего удивительного в том, что после определенного срока занятии гимнастикой, в том чис ле и русской, наступает точка замерзания, ре зультативность тренировок больше не возрас тает, а мотивировка, толкающая человека впе ред, постепенно ослабляется. То же самое про исходит в спорте, когда все возможные рекор ды установлены, все титулы получены и все воз можные деньги заработаны — человеку остает ся только жить прошлым и перебирать пыль ные реликвии. Выходит, тупик? Физическая культура конечна и нужна только для реализа ции практических программ, не более? В плане развития физического потенциала — да.

Физкультура как самоцель, движение ради движения приводят именно к таким результатам. Совсем противоположные итоги имеет практика боевого применения тела.