Принцип Пути и закон Роста

Восточная и славянская философия

Обращая ваше внимание на ведическую натурфилософию, нельзя не упо мянуть о принципе Роста. Начнем с того, что принцип Роста, почти забытый сегодня, в свое время в европейских ведических традициях был представлен в мировоззрении человека наравне с такими фундаментальными законами, как за кон трибожия и закон равновесия. Для нагляд ности и лучшего понимания закона Роста рас смотрим его как антитезу принципу Пути (До или Дао). Таким образом, закон Роста соответ ствует европейскому типу сознания, в то время как принцип Пути является порождением восточноазиатского менталитета. Здесь необходи мо обратиться к наиболее значимым первоосно вам, породившим эти совершенно отличные друг от друга модели миропонимания. В целом мож но с уверенностью утверждать, что привер женцы Пути — это представители "плоскостно го сознания". Их мироощущение лежит в одной плоскости, оно совершенно лишено есте ственной многомерности.

В силу этого обстоятельства восточное со знание не в состоянии обходиться без принци па Пути. Во-первых, жизнь человека понимает ся как путь, в течение которого возможны поте ри и приобретения; Путь может пересекаться или не пересекаться с путями других людей, он может запутываться, а может быть прямым и ровным. Таким образом, философия пути при вела к образованию теории кармического воз даяния, без которой немыслима ни одна восточ ная цивилизация. Путь становится вечным, кроме того, путь любого человека сопряжен с неизбежным страданием, значит, существова ние любого человеческого существа есть не что иное, как бесконечное повторение и чередова ние путей жизни, другими словами — вечное страдание, а от страдания, естественно, нужно избавляться любыми путями.

Да и дорожить собственной жизнью и тем более жизнью другого — совершенно не обязательно. Кроме того, пресловутые кармические узлы перепутывают жизненные пути лю дей, вызывая еще более сильное страдание "свя занных кармой". Соответственно логично было бы предположить, что страдание кончается после "развязывания кармических узлов" или более категорично — отсекания земных привязанностей .

Плоскостное, или восточное, сознание по родило, кроме принципа Пути и закона воздая ния за него, еще и самую жесткую иерархию во всех сферах существования, которые призваны организовать жизнь человеческого сообщества на Востоке. Взять, к примеру, восточные еди ноборства. В каждом из них существует жест кая структура обучения и подчинения младших старшему, в конце концов все упирается в од ного человека, который является и носителем знаний, и руководителем всей пирамиды. Вся беда в том, что со смертью лидера пирамиду растаскивают на много маленьких пирамидок.

Ведь тем, кто подошел к верхним ступе ням, тоже хочется быть единственными руково дителями, основателями, адептами, в общем — сэнсэями. Таким образом, плодятся стили и направления единоборств, едва отличающиеся друг от друга как по технике, так и по структу ре. Единственное, чем заняты их адепты, это отстаивание приоритетов одной группы техни ческих элементов перед другими и создание теоретического фундамента для оправдания сво его существования. Единственное, что остается неизменным, — это внутренняя структура орга низаций, страсть к механическому моделированию технической базы, оправдываемая прин ципом Пути (ведь путей даже на небольшом про странстве теоретически может быть множество), а также философия избавления от страдания, основанная на принципе преодоления привязанностей и дальнейшего недеяния.

Думаю, что эти факторы, лежащие в осно ве восточных единоборств и их методологии, породили то обстоятельство, что поразитель ное однообразие технических приемов в каж дом из них компенсируется крайне узкой спе циализацией, тщательностью и долговременностью изучения каждого из элементов, а также стремлением добиться максимального эффекта от каждого технического действия. Как бы там ни было, любые восточные единоборства — это искусственно созданные, жестко стереотипные системы — устойчивые, но ограниченные и ма лоэффективные вне структуры породившего их направления.

Эта специфичность делает восточные сис темы сугубо оборонительными, а их тактику и технику — употребимой в сугубо стандартных и очень простых ситуациях. При этом ставка делается на одно-два "смертельных" движения, ну а если они не достигли цели, то вашу неуда чу объяснят тем, что вы плохо или мало трени ровались, а возможно, ваш противник просто оказался адептом "внутреннего стиля", против которого вообще сложно драться результатив но. В общем, в любом случае ваши наставники обвинят только вас, мотивировав свои обвине ния только тем, что вы не овладели системой или неправильно применили ее приемы. При этом они никогда не задумываются над возможностью пересмотра и критической оценки своей собственной деятельности и структуры того вида рукопашного боя, который они представляют.

Единственная система рукопашного боя, которая в состоянии пересматривать тактику и стратегию ведения боя без одновременного из менения технической базы, — это система объе диненного русского стиля, то есть славяно-горицкая борьба. Только в славяно-горицкой борьбе существует уникальный сплав традиционной технической базы русского рукопашного боя и универсальных компоновочных принципов, ис ключающих возможность окостеневания и за стоя системы. В основу теории образования тех нической базы в славяно-горицкой борьбе по ложено множество традиционных принципов славяно-ведической натурфилософии, среди них прочное место занимает закон Роста.

Нужно отметить, что вся система славя но-горицкой борьбы изначально была подчи нена закону Роста. К тому времени, когда она возникла, славяно-русская культура противо стояния была почти полностью забыта. Вот это "почти", собственно говоря, и спасло положе ние. Хотя для реконструкции какой-то одной, региональной школы боя информации катаст рофически не хватало, но сохранилось доста точное количество прямых и косвенных свиде тельств, которые раскрывали общероссийские закономерности бытования и развития нацио нального рукопашного боя. Таким образом, возникла идея создать объединенный русский стиль рукопашного боя.

Первым с этой идеей выступил А. К. Белов, впервые подняв тему корней русского боевого искусства в широких кругах населения. Но не надо думать, что славяно-горицкая борьба —это коллекция древних приемов, вовсе нет! Славя но-горицкая борьба — живой механизм, подчи ненный закону Роста. Иначе эта система стала бы такой же искусственной попыткой механи ческого переноса древних традиций в современ ность, как системы Востока. Но ведь перенос из прошлого в настоящее —это не более чем по пытка моделирования, а далеко не "возрожде ние".

Моделирование — это процесс конструи рования искусственной реальности, а возрож дение — это возобновление Жизни. Идея воз рождения и идея роста лежат в одной плоско сти сознания человека; видимо, это обстоятель ство позволило нашим предкам соотнести эти принципы с идеей существования Мирового Древа. Все мы знаем, что рост могучего дерева начинается из-под земли из крошечного заро дыша жизни, который развивается сообразно условиям существования. Вот как раз законо мерности природного процесса роста и легли в основу создания славяно-горицкой борьбы.

Попробуем провести ряд сравнений между этими двумя процессами. Для того чтобы выра стить дерево, нужно иметь семя и почву, в ко торую его можно посадить. В данном случае в качестве "семени" послужил тот материал, ко торый удалось почерпнуть в экспедициях и из письменных источников, в качестве "почвы" выступили многотысячелетние культурные и правовые нормы славяно-русского язычества. Несомненен и тот факт, что без усилий создате лей системы эти две ее составляющие никогда не стали бы взаимодействовать и давать резуль таты. Именно благодаря создателям системы, которые активно создавали условия для разви тия русской борьбы, при этом максимально при ближая их к историческим условиям, мы те перь имеем свой национальный вид рукопашно го боя. Благодаря деятельности инструкторов Национального клуба славяно-горицкая борьба ста ла не просто "существовать", а "расти".

Для роста любого явления необходима его собственная структура, становящаяся результа том классификации технических элементов, их объединения в группы и так далее. Кроме того, обязательной формой проверки жизнеспособ ности системы является постоянное практичес кое опробование созданного арсенала.

Еще одним немаловажным фактором боеспособности последователей славяно-горицкой борьбы стала интересная закономерность: чем выше мастерство бойца, тем шире его возможно сти и прочнее технические навыки. Именно прин цип расширения или, другим словом, рассеива ния лежит в основе увеличения объема физичес ких, психических и интеллектуальных возмож ностей бойца. Благодаря прогрессивному разви тию объемного образного мышления становится возможным расширение, объемный рост созна ния.

Использование принципа роста способно гарантировать постоянное и постепенное нара щивание ваших боевых возможностей, а также смежных с этим направлением ресурсов созна ния. Принцип роста также дает уникальную возможность развития бойца без тотального контроля тренера. Недаром в нашей системе нет тренеров, а есть инструкторы — люди, которые могут, если вы хотите, разумеется, указать на правление вашего роста и развития, а уж расти вам предстоит самостоятельно. Как и в приро де, для того чтобы развиваться, нужно постоян ное собственное усилие, за уши никто вас тя нуть не будет. Прогресс в развитии традицион но определяется практикой постоянных боев в полный контакт.

Если рассматривать категорию роста в от ношении развития направлений славяно-горицкой борьбы, то схематично их можно себе пред ставить следующим образом. Классический раз дел вырос из объединения разных региональ ных традиций боя в России; при этом были за действованы сведения, начиная с древнейших времен и заканчивая моментом полного затуха ния русской состязательной культуры. Раздел штурмового боя вырос из классического разде ла, тем самым явив систему русской уличной драки, вобравшей в себя лучшее из традицион ных форм ведения боя.

Идея боевого раздела культивировалась очень давно и вырастала одновременно с клас сическим разделом, вбирая в себя формы веде ния боя на поражение. Последнее ответвление славяно-горицкой борьбы стало формировать ся в последние годы — это направление тотального боя, или боя без правил. Кстати, западные и российские варианты тотального боя таковы ми по существу не являются. Такого количе ства правил и ограничений иной раз не встре тишь даже в сугубо спортивных дисциплинах. Русский вариант тотального боя действительно подразумевает полное отсутствие правил, а в идеале — и отсутствие судейства на площадке, а также временных ограничений. Проще гово ря, на площадку выходят двое — остается один. Думаю, читателю ясно, что ни один из коммер ческих бойцов не согласился бы драться по та ким правилам, да еще бесплатно, без зрителей, телекамер и почестей, да еще с реальной угро зой потерять здоровье. Но о конкретных дости жениях в этом виде говорить еще рано.

Сейчас реально существуют три раздела славяно-горицкой борьбы — классический (тра диционный), штурмового боя и боевой раздел.

Думаю, тем, кто заинтересовался славяно-горицкой борьбой, эта глава многое пояснила. Однако принцип роста совсем не ограничен узкоутилитарными целями, служащими задаче структурирования системы боя. Он гораздо бо лее широк.

Даже согласно "Русской Правде" одноко ренное с корнем "рус" слово "рез" или "раз" обозначало именно рост процента. Латинское же "рус" — не что иное, как "деревня", и это слово тоже несет на себе образ Древа. Заслу живает внимания и еще одна версия, по кото рой слово "россияне" понимается в смысле "рас сеянные", то есть очень широко расселившийся народ. В подтверждение можно привести хотя бы тот факт, что в землях, когда бы то ни было населенных славянскими народами, собствен ных имен от древнейшей основы с корнем "рос" — "рус" насчитывается чрезвычайное множе ство.

Получается, что состояние нарастания пол ностью сопрягается и с состоянием расшире ния, и с состоянием рассеивания, и с состояни ем объемного увеличения чего бы то ни было; наконец, все эти понятия органично вплетают ся в русский тип мышления и тем более в рус ский психотип. Здесь же можно было бы доба вить, что особенно много названий с корнем "рус" встречается в местах с обилием воды, будь то названия рек или поселений на их берегах. Поэтому можно считать стихию воды, рассмот рению качеств которой были посвящены пер вые главы, не только весьма влиятельной в пла не истории и этнографии русского народа, но и стихией, организующей принцип Роста, при дающей ему жизненную силу. Именно благода ря этим обстоятельствам в русской боевой гимнастике полностью увязываются психоэмоцио нальные влияния культа Мирового Древа (воп лощающего закон Роста) и культа Мировых Вод на двигательную культуру русских — и не толь ко.

Подводя итоги, хотелось бы надеяться, что представленная читателю картина избавит его от желания перемешивать философию Руси и философию Востока, которые имеют совершенно различные корни и разную историю развития.

МАКСИМ ВАЛЕНТИНОВИЧ ШАТУНОВ

РУССКАЯ БОЕВАЯ ГИМНАСТИКА

Редактор А. Ходосова Художественный редактор И. Марев Технический редактор Г. Фатюхина