Воздействие на противника

В целом сословие производителей, соот ветствующее в образном ряду стихии земли, имело свои специфические формы движения, направленные на увеличение и использование силового потенциала. Воинское сословие сфор мировало свою систему движения, направлен ную на использование пластических ресурсов, увеличение силовой выносливости и разрабатывание различных способов контроля над про тивником. Основная стратегия русского воин ства заключалась в стремлении контролировать пространство вокруг себя, ведя бой на основе максимального использования двигательного потенциала. Воинством очень активно исполь зуются вспомогательные и усиливающие резуль тативность действий инструменты и приспособ ления — доспех, оружие, специальные приемы. У воинов формируется база для специального обучения подрастающего поколения навыкам и приемам рукопашного боя, тактике и стратегии ведения войны.

Даже самое немногочисленное жреческое сословие тоже имело систему воздействия на противника. Показательным в этом плане явля ется боевой пляс, произошедший от ритуаль ных охотничьих плясок, проводившихся в ма гических целях. Сам боевой пляс не является, однако, в полном смысле слова боеспособным. Противника в нем атакуют не просто с помо щью технического элемента или отработанного приема, а прежде всего воздействуя на его под сознание, то есть атакуя его реакцию. Теорети чески в этом нет ничего сложного или необыч ного. При совершенном владении своим телом вполне реально можно воздействовать на пси хику противника. Главным секретом боевого пляса является умение постоянно переключать внимание противника, вызывая тем самым в нем ложную оценку опасности вашего движения. Это можно сравнить с работой иллюзиониста: за многочисленностью и разнообразностью ваших движений противник не должен видеть главной линии движения. То есть ваш противник посто янно должен отслеживать только те движения, которые вы ему позволяете, постоянно отвле кая его от "чтения" ваших главных, стратеги ческих движений.

Разумеется, к этим принципам прилагает ся большое количество специальных приемов; кроме того, не забывайте, что жрецами воинс ких культов могли стать только отменные бой цы, способные поднять умение драться до вы сот искусства.

Переходя к рассмотрению структуры про странства, необходимо отметить, что для того, чтобы ориентироваться в пространстве, необ ходимо знать направления движения, способы Движения, виды дистанции, уровни стояния и так далее. То есть необходимо знать те возмож ности, которые нам предоставляет пространство.

рис. 1

Поэтому начнем с самого начала, а именно с уровней стояния. Представьте себе человека, стоящего в полный рост в положении, которое в славяно-горицкой борьбе именуется "уключный устав" (У.У.).

Любое действие в славяно-горицкой борь бе, в том числе при выполнении свили, начина ется и заканчивается у ключным уставом. Это сбалансированное положение, использующее в основном ограниченную точку пространства ("пяту"). Руки в свободном положении согну ты перед грудью, ноги на ширине естественно го шага. Это положение используют для сброса концентрации и для контроля действий против ника на площадке.

Кроме того, положение "уключный устав" соответствует верхнему уровню стояния, а зна чит и ведению боя, что называется, "в рост".

Следующим уровнем стояния является положение с наклоненным вперед корпусом и согнутыми в коленях ногами. Из-за особеннос тей стойки ноги обычно поставлены шире гра ниц естественного шага. Это положение исполь зуется как подготовительное для выполнения силового броска и соответствует стадии подго товки захвата.

В кулачном бою, да и вообще для сохране ния маневренности корпуса, в славяно-горицкой борьбе используется положение, именуе мое "отставной устав", которое так же соответ ствует среднему уровню стояния и использует ся как положение, призванное стабилизировать корпус при выполнении технических действий (шаг, удар, элемент защиты и т.д.).

Самым низким уровнем стояния является "пласт" (сравните "распластаться"). Этот уро вень стояния вынужденный, долго находиться в нем нельзя, особенно при ведении боя со многими противниками. Положения тела в этом уровне могут быть самыми разными, основные из них приведены ниже.

рис. 5

"Вприсядку", подсад пластом. Отрыв, глубокий удар ногой из нижнего яруса (рис. 1).

Таким образом, мы имеем три основных

уровня стояния.

1. Высокий уровень (уключный устав, "пята") (рис. 2).

2. Средний уровень (отставной устав, "в наклон") (рис. 3).

3. Нижний уровень ("вприсядку") (рис. 4).

Не следует поддаваться искушению и счи тать, что какой-то один освоенный вами уро вень и способ может гарантировать победные результаты.

Для того чтобы овладеть своим телом, не обходимо овладеть всеми уровнями стояния. Хотя выражение "уровень стояния" относится только к ведению боя "в пяте", то есть в замк нутой точке пространства. Как только вы начи наете двигаться, "пята" превращается в уключ ный устав, а это уже не "уровень стояния", а "уровень движения".