Освоение подсадов

рис. 65 рис. 66 рис. 67

Обучение свиле традиционно начинается в "пяте" (замкнутой точке пространства) (рис. 62).

Перед этим, как водится, вы уже подгото вились к нагрузкам с помощью гимнастического комплекса Русской Здравы'. Разделы плас тической и динамической гимнастики наиболее основательно готовят организм к нагрузкам сви ли. Эффект от динамической гимнастики, например, влияет на скорость протекания физио логических процессов в центральной нервной системе, что, в свою очередь, непосредственно влияет на профессиональную координацию дви жений бойца. Особая ценность комплекса "Стриба" состоит в том, что он вырабатывает техни ческий навык, поскольку большинство упраж нений основаны на элементах базовой техники славяно-горицкой борьбы. Таким образом, про грамма основного раздела тренировки заклады вается в вас еще во время выполнения разминочного комплекса (рис. 63, 64, 65, 66, 67).

Упражнение "Падающее дерево": удержи вая устойчивость в "пяте", старайтесь завести тело в такие положения, при которых явно об наруживаются границы устойчивости, при этом не должно ощущаться потери равновесия. С каждым повторением, с каждой тренировкой старайтесь увереннее чувствовать себя в этих пределах. После прихода уверенности целесо образно увеличивать рубежи устойчивости. Все движения выполняются во вращении корпусом. Обычно начинают движение с опущенными к земле коленями, постепенно поднимаясь за счет раскручивания тазобедренных суставов, затем выпячивают грудь с прогибанием спины, и на оборот.

Необходимо отметить, что вариабельность упражнений, их слаженность и количество по вторений должны соответствовать уровню ва шей личной подготовки. Не следует перегру жать себя ни на разминке, ни в основной части тренировки. Энергозатраты должны быть опти мальными, а тренировки — развивающими, а не изматывающими. Это, однако, не означает, что вы совсем не устанете после тренировки, но во время тренировки чувства усталости быть не должно.

Подготовительные упражнения должны наиболее полно и всесторонне подготовить тело к восприятию свили.

В отличие от реальной свили, в комплексе динамической гимнастики никогда не работают на предельных скоростях. Задачей "Стрибы" является создание и повторение стереотипов и структур движения для совершенствования ва шей физической формы, минимизация и дости жение наибольшей результативности каждого движения.

В противоположность обще развивающей динамике "Стрибы", боевая свиля — это всегда рывок, а значит, и травмоопасность.

Традиционно после динамической гимнас тики начинается изучение (или повторение) группы технических элементов, именуемых подсадами.

Освоение подплечного подсада:

1. Находясь в "пяте", выполните имита цию подплечного подсада, сначала правым пле чом, затем левым (рис. 68, 69, 70, 71, 72).

la. Находясь на расстоянии вытянутой руки от своего сподручника, выполните подплечный подсад от направленного прямого удара ладо нью в голову. После 5-10 повторов элемента под удар сподручника поменяться ролями.

Примечание. Сподручник атакует выпол няющего свилю сначала на медленной скорос ти, плавно, затем на средней скорости, затем на боевой скорости с реальной угрозой пораже ния. Не рекомендуется наносить удар одной и той же рукой, руки в ударах нужно менять поочередно, чтобы не создавалась зацикленность на каком-либо одном виде действия.

После освоения подплечного подсада в зам кнутой точке пространства переходят к его ос воению в движении.

2. Находясь со сподручником на дистан ции досягаемости, уходите от удара ладонью в лоб с применением подплечного подсада, не забывая при этом в движении удерживать дис танцию с атакующим.

2а. Продолжая двигаться, вы выполняете подплечный подсад под направленный в вас удар, наносится он теперь уже не ладонью, а кулаком, с реальной угрозой поражения.

Примечание. После выхода на боевую ско рость выполнения элемента меняйтесь со спод ручником ролями, до того как у вас разовьется концентрация и вы уже больше не сможете пол ноценно рассредоточивать двигательный им пульс по телу. Любая зажатость и косность дви жений в этом упражнении может привести к травме. Для профилактики травматизма реко мендую постоянно удерживать руки у головы так, как показано на рисунке. Это положение рук в славяно-горицкой борьбе именуется "хо мут".

По аналогичной методе происходит освое ние подсайдашного подсада, который находит ся в вертикальной иерархии подсадов сразу после подплечного подсада.

Освоение подсада прогибом:

1. Находясь в "пяте", выполните имита цию подсада прогибом сначала в одну сторону, затем в другую (5-10 раз).

1а. Находясь со своим сподручником на расстоянии вытянутой руки, выполните подсад прогибом против направленного в вас бокового удара ладонью в голову. После 5-10 повторов под удары сподручника с правой и левой руки поменяться ролями.

2. Находясь со сподручником на дистан ции досягаемости, в движении выполняйте под сад прогибом против бокового удара ладонью в голову.

2а. Продолжая движение, уходите с помо щью подсада прогибом от бокового удара кула ком в голову. Смена ролей — после выхода на боевую скорость выполнения элемента.

Примечание. Подсад прогибом целесооб разно выполнять как при боковом ударе рукой, так и при боковом ударе палкой, а также при высоком боковом ударе ногой.

Освоение бокового подсада:

1. Находясь в "пяте", выполните имита цию бокового подсада с выходом из "пяты" с помощью шага, разворачивающего вас спиной к воображаемому противнику, с одновременным изменением уровня стояния и самостраховкой головы с помощью греко-римской защиты.

1а. Находясь со своим сподручником на расстоянии вытянутой руки, выполните боко вой подсад от прямого удара ладонью в лицо, страхуясь при этом с помощью греко-римской защиты.

2. Находясь со сподручником на дистан ции досягаемости, в движении выполняйте бо ковой подсад против прямого удара ладонью в лицо.

2а. Продолжая движение, уходите от пря мого удара кулаком в лицо с помощью бокового подсада.

Примечание. После каждого выполненно го элемента свили необходимо как можно быс трее стабилизироваться с помощью возвраще ния в позицию уключного устава для контроля над дальнейшими действиями противника. Ос таваться в зоне плотного контакта с противни ком после выполнения элемента нельзя, посколь ку сейчас применяется только оборонительная тактика свили. Поэтому при переходе на уро вень ведения боя "вприсядку" целесообразно контратаковать противника рукой или ногой; если же это сделать не удается, то перевести движение в кувырок для разрыва дистанции с противником. После выполнения переката ку барем необходимо сразу же выйти в высокую или среднюю стойку.

Освоение подсада пластом:

1. Находясь в "пяте", выполните имита цию подсада пластом (5-10 раз).

1а. Находясь на расстоянии вытянутой руки со своим сподручником, выполните подсад пла стом против прямого удара ладонью в живот. После 5-10 повторов элемента поменяться ро лями.

2. Находясь на дистанции досягаемости со своим сподручником, в движении выполняйте подсад пластом против прямого удара ладонью в живот.

2а. Не прекращая движения, выполняйте подсад пластом против прямых ударов кула ком в живот. Смена ролей сразу после выхода на боевую скорость выполнения элемента.

Примечание. Подсад пластом, в силу сво ей статичности в конечной фазе выполнения, не стал частоупотребимым элементом в свиле, так как выход из него делается за счет потери времени. Но тем не менее это наиболее рацио нальная форма движения при атаке палкой, мечом или сильном боковом ударе ногой с пе риферии, то есть в случаях, когда источник опасности массивен и силен.

Во всех подсадах без исключения, незави симо от их формы, движение строят таким об разом, чтобы голова отводилась в сторону от линии развития удара, а не двигалась в его на правлении.

После того как вами будет освоена техни ческая база подсадов как в "пяте", так и в дви жении, целесообразно переходить к более слож ным упражнениям.

Упражнение 1. Сподручники стоят друг перед другом в "пяте" на расстоянии вытяну той руки. Один при этом атакует другого рука ми по голове, чередуя боковые и прямые уда ры. Выполняющий свилю отрабатывает при этом подплечный, боковой подсайдашный под сады и подсад прогибом. Упражнение состоит из двух частей, сначала голова защищающегося атакуется ладонями, а по достижении максималь ных скоростей выполнения его начинают атако вать кулаками.

Упражнение 2. После выполнения предыду щего упражнения переходим на выполнение сви ли от ударов в голову в движении, при этом ста раясь ограничиваться технической базой подса дов. Сначала удары выполняются ладонями, за тем кулаками. По достижении боевых скоростей сподручники меняются ролями.

Упражнение 3. Находясь друг от друга на расстоянии вытянутой руки, сподручники сто ят в "пяте". При этом один другого атакует ру ками по груди и животу, сначала с ладони, за тем с кулака. Выполняющий свилю отрабаты вает подсад прыжком и подсад пластом, после 5-10 раз сподручники меняются.

Упражнение 4. Находясь друг от друга на расстоянии вытянутой руки, сподручники на чинают движение, при этом один атакует дру гого с ладони, а затем с кулака на всех уровнях стояния. Выполняющий свилю по возможнос ти должен ограничиваться технической базой подсадов.

Примечание. Если при выполнении прак тических заданий, связанных с обучением кон кретной группе технических элементов, возни кает необходимость задействовать другие груп пы технических средств в целях собственной безопасности, то это обязательно нужно сделать. Дело в том, что свиля строится на рефлектор ных движениях, и при необходимости вполне естественно могут применяться целесообразные в данной боевой ситуации комбинации или от дельные элементы из других групп.

Научившись подчинять свое тело техничес кой базе подсадов, вам с неизбежностью придется овладевать отрывами. Надо сказать, что отрывы и подсады относятся друг к другу как две полярно сти, в буквальном смысле слова как плюс и минус. То есть, если подсад примагничивает ваше тело вниз, к земной поверхности, то отрывы, наоборот, отбрасывают вас от нее вверх. Если рассматривать подсады и отрывы относительно работы с противником, то подсад удобен для со кращения дистанции с противником и дальней шего перехода в борьбу либо для нанесения "за жатых" ударов кулаком и предплечьем. Отрыв, наоборот, удобен для разрывания контакта с про тивником, он отбрасывает выполняющего свилю от атакующего.

рис. 73 рис. 74