Игровой бой

Когда тело всесторонне развито, подготов лено к стрессам и сильным нагрузкам, оно ста новится инструментом выживания в ситуаци ях, когда, казалось бы, шансы на выживание иллюзорны. Физическая культура вообще ста новится только подготовительным этапом к вхождению в пространство боевого применения своего тела.

Состояние боя безжалостно вскрывает все недочеты физической, психической и, что крайне важно, умственной готовности человека к экст ремальным ситуациям.

Бой — это та грань, которая показывает все достоинства человеческой личности, всю мощь духа воина.

Боевая культура связана с культурой дви жения настолько тесно и такими крепкими уза ми, что порою отделить одно от другого невоз можно.

К примеру, как оценить правильность дви жения плясуна? Можно оценить с точки зрения композиционного и технического совершенства, эстетического впечатления, произведенного на зрителей, то есть оценить искусность и красоту движения. Но с годами человек может поста реть, утратить двигательное совершенство — и оценки из восторженных превратятся в крити ческие.

Не секрет, что большинство единоборств построено по одним стандартам с танцевальной культурой того народа, в котором они возникли. Но бой не терпит условностей, и движение в дра ке оценивается с точки зрения легкой выполни мости, простоты, экономности усилий, четкости траектории, а главное — эффективности.

То есть в зависимости от условий приме нения культура движения меняется по форме и содержанию, меняются цели, средства и спосо бы достижения результата. Например, можно махать ногами, как в русской плясовой, забо тясь только о красоте движения и произведен ном на наблюдателя впечатлении, но можно выполнить удар ногой в драке по той же траек тории, и между ними будет огромная разница. В первом случае главное — эстетический кри терий, во втором случае — критерий боевой целесообразности и расчета. Да и в самой бое вой культуре не все однозначно. Одно дело — игровой бой, совсем другое — бой увечный; впрочем, бой смертный тоже мало похож на первые два. Все дело в целях и смысле боя.

Игровой бой нужен для снятия стресса, для получения удовольствия от движения, для вы рабатывания непринужденности движения и профилактики травматизма. Людей, практику ющих игровые бои типа поддавков, столь попу лярных нынче у недалекого обывателя, бойца ми и тем более воинами считать нельзя. Кстати, практически все современные "боевые" искус ства тяготеют к такому типу развития. Взять хотя бы айкидо и его адептов с их неугомонной страстью доводить любые активные действия до абсурда, в чем они безусловно поднаторели, доведя до абсурда собственную систему. То же можно сказать и про фанатов формальных уп ражнений различных стилей каратэ.

Нужно четко отличать гимнастические ком плексы с использованием элементов едино борств от боевых систем.

Тем не менее даже большинство боевых систем состоит из эклектического набора приемов, порой не связанных друг с другом.

В большинстве случаев, когда мы сталки ваемся с рекламой какого-либо вида едино борств, нас привлекает как раз то, что все они обещают полную нашу безопасность во время занятий и потрясающую эффективность в бою. Что и говорить, сладкая ложь в данном случае нравится больше, чем горькая правда.

Как же выбрать школу для занятий и как удостовериться в ее эффективности и профес сионализме преподавателя?

Во-первых, никогда не доверяйте голослов ной рекламе, убедитесь сами. Во-вторых: задай те интересующие вас вопросы преподавателю;

в-третьих, нужно не просто поприсутствовать на тренировках, а обязательно поучаствовать само му. Постарайтесь перед этим хотя бы просмот реть имеющуюся литературу по этому виду боя, учебные видеофильмы и записи соревнований, если таковые имеются.

Ни в коем случае не доверяйте своему пер вому зрительному впечатлению. Боевые искус ства — это как раз та отрасль человеческой де ятельности, в которой и глаза и уши могут под вести вас. Постарайтесь испытать эффективность системы на себе. Это очень просто можно сде лать, вызвав на поединок по свободным прави лам одного из учеников мастера. Отказ драться под предлогом того, что вы можете сильно по страдать, как правило, маскирует недееспособ ность направления или конкретной школы.

То же самое можно сказать, если на вас пытаются надеть кучу амуниции и загнать в ситуацию с жесткими ограничениями правил. Кроме того, не стесняйтесь удостовериться в наличии диплома у вашего инструктора.