Обучение свиле

Русская национальная гимнастика

Эта статья посвящается системе овладения свилей, которую по праву можно считать русской национальной боевой гимнастикой. В предыдущих частях книги были изложены основы теории славяно-горицкой борьбы, историко-культурные корни русской гимнастики, а также вся основная техническая база свили.

рис. 60 рис. 61

Теория поможет заинтересованному чита телю не впадать в ошибки и заблуждения, спо собные помешать освоению системы движения. В свою очередь, историко-культурный матери ал несет вполне достаточную информацию для того, чтобы изученное не было проинтерпрети ровано с восточной позиции, либо, что еще хуже, примитивизировано в духе "новых русских стилей.

Последним аргументом, доказывающим аутентичность и эндемичность русской гимнастики, являются сами формы движения, пере дающие неповторимый национальный колорит без ущерба боевой эффективности движений.

Таким образом, эти две составляющие, взаимопроникая друг в друга, образуют единое целое.

Элемент боевой свили из практики славя но-горицкой борьбы —отрыв со скрутом, бази рующийся на русской культуре движения (рис 60).

Прорисовка с европейской средневековой гравюры, на которой показано использование пластического ресурса на основе отрыва с проворотом для отбирания кинжа ла (рис. 61).

Изучая ис торию и тради ции европейской состязательной культуры, я столкнулся с весьма примеча тельным явлени ем. Античная Эл лада в годы упадка греческой культурной тра диции своим состоянием духа сильно напоми нает наше нынешнее время в России. Как и в Древней Греции, в современной России про изошло сильное смещение акцентов в понима нии смысла человеческого развития. Взгляды на критерии ценности личности мужчины и идеалов мужского поведения переместились в сторону значительного "смягчения", точнее, слабоволия и физической распущенности. На пример, знаменитый философ Аристотель из Стагира (384/383-322 гг. до н. э.), признавае мый многими как носитель самого универсаль ного ума античности, считал, что всесторонняя физическая подготовка, требующая высокой са моотдачи, недостойна свободного человека. Воз можно, что это как раз тот случай, когда на сознание признанного авторитета оказало свое выраженное влияние окружающее бытие и об щественные запросы.

Вероятно, поэтому Стагирит считал гим настику, состоящую из облегченных форм фи зической культуры, более ценной, чем агностику, служившую максимальному развитию физических, психических и духовных качеств, проявляемых в состязаниях. Недаром агонос-тика происходит от понятия "агон", то есть "со ревнование", "состязание", "соперничество". Декларированный еще до новой эры Аристоте лем отход от физических нагрузок, такой мод ный ныне у нас и, как ни парадоксально, пол ностью совпадающий с восточным подходом к физической культуре, тем не менее вовсе не яв ляется единственным и исключительным. По пулярная у большинства изнеженного современ ным комфортом населения гимнастика порож дает откровения типа "на тренировках уставать нельзя" или "слабость и мягкость одолеет гру бость и силу".

С моей точки зрения, такая идеология мо жет родиться в обществе как раз в период куль турного застоя, а точнее, в период процесса Разрушения традиционных культурных норм. Благодаря тому, что большинство мужского населения ни по каким критериям не годится для участия в активном силовом противостоя нии, на арену выходят те немногие, которые могут этим заниматься. Таким образом, возни кают условия для появления двух своеобраз ных "каст" — профессиональных бойцов и про фессиональных инструкторов; очень редко, по крайней мере в современной России, встреча ются люди, одинаково хорошо владеющие сво им телом и способные передавать соискателям свое умение.

Образование подобных социальных объе динений — по существу закономерный этап в начале культурного взлета состязательной тра диции. Дело в том, что это нормальный цикл развития любой сферы культуры, в том числе и физической. И тогда, когда большинство рас слабленно наслаждается гимнастическими упраж нениями, малая часть общества рвется к верши нам возможностей, своим трудом создавая им пульс к развитию новой традиции на основе ста рых методов. Это меньшинство можно отнести к приверженцам агоностики, которых не пугают пот и кровь тренировок, трудности на пути ов ладения собой. Только труд и самоотдача плюс твердая оценка собственных достижений способ ны сделать из бесперспективного хилого подро стка сильного и талантливого мастера противостояния. Потому что именно те, у кого меньше всего возможностей к развитию, хотят стать со вершенными больше всего на свете. Они проти востоят трудностям существования с момента рождения до момента смерти.

рис. 62 рис. 63 рис. 64

Читателю предоставляется возможность сделать выбор между приятным изучением от дельных обще развивающих элементов русской культуры движения и максимальным развитием своих генетических данных, основываясь на базе русской физической культуры.