КУЛЬТУРА ДВИЖЕНИЯ И РУКОПАШНЫЙ БОЙ

Славяно-горицкая борьба

В этом разделе - материалы о славяно-горицкой борьбе, в статьях о техниках (например, о свиле, или об овладении техниками) - с фотографиями и иллюстрациями.

Как правило, все разговоры о культуре водятся к декларированию маловра зумительных и абстрактных позиций, приня тых в академических кругах и поражающих своей надуманностью и бесполезностью. Пожалуй, единственная, вполне конкурентная и осязае мая часть любой культуры, а именно, культура движения, почему-то никого особенно не инте ресует. Очевидно, потому, что это вполне кон кретная наука, точная и объективная, как, на пример, механика или математика, следователь но, наука, не допускающая безответственных выводов.

Однако, несмотря на формальное отсут ствие дисциплины, изучающей культуру дви жения человека, она все же существует. Хотя, так ли это? Не постесняемся усомниться в при веденной выше аксиоме, так как именно с со мнения начинается настоящее знание. Существует ли на самом деле некая всеобщая, миро вая или, если угодно, вселенская культура дви жения? Простой логический анализ фактов не дает никакого утвердительного ответа.

Я все же склоняюсь к выводу, что дефини ция "мировая культура движения" — это всего лишь мертвая, абстрактная схема, годная толь ко для упражнений в спекулятивной филосо фии, являющейся точно такой же бесплодной, как и наполняющие ее понятия.

Дабы не плутать более в дебрях методоло гии науки, предлагаю от абстрактных схем пе рейти к конкретным фактам, только совокуп ность которых способна прояснить нам суть поставленных вопросов.

Начнем с того, что все культурные фено мены обусловлены. А поскольку темой разгово ра является культура движения человеческого тела, то, значит, обусловленность этого вида движения соотносится именно с человеческим телом или, проще говоря, с его биомеханикой. Подробно о биомеханике мы поговорим в даль нейшем, а прежде обсудим только основные моменты.

Итак, условно организм человека можно было бы представить как биомеханическую конструкцию, само устройство которой про граммирует набор двигательных схем. В пер вом приближении человек именно таким и видится. Причем любой человек, независимо от расовой или национальной принадлежнос ти. Весь людской род организует способы дви жения своих представителей на основе единой биомеханики и законов, управляющих ею. Значит, если существует универсальная меха ническая биомодель и существуют универсаль ные способы функционирования этой модели, то должна существовать и универсальная двига тельная культура. Вот в этом схематизме и та ится один из основных пороков человеческого сознания — стремление принести истину в жертву логике и симметрии. Например, если истина выглядит как не укладывающийся в красиво составленную систему парадокс. А парадокс состоит в том, что, несмотря на все сказанное в защиту мировой культуры движе ния, ее не существует в реальности, так как в реальности ее место занимает сплошное двига тельное бескультурье.

Если мы воспользуемся теорией парных чисел, разработанных А. К. Беловым, то мы смо жем понять вышеозначенный парадокс. Напри мер, если мы возьмем всем известный закон перехода количества в качество и обратим век тор его развития в обратную сторону, то смысл полученной формулы "перехода качества в количество дает нам ключ к ясному пониманию проблем. Ведь при огромном количестве носи телей какой-либо программы действия ее каче ство, а следовательно, и эффективность ниве лируются до предела.

То же самое происходит и с культурой дви жения. Поэтому она имеет свои четкие расовые очертания; еще более сильной спецификой об ладают национальные способы движения, реги ональные и так далее, доходя до личности каж дого отдельно взятого человека.

Поскольку крайние обобщения — это та кой же порок сознания, как и крайняя конкрет ность, здесь не стоит рассматривать ни миро вые процессы, ни процессы, связанные с от дельной личностью. Так как вся работа ориен тирована на анализ русской культуры движе ния как национального феномена европейской физической культуры, мы поговорим о нем под робнее.

Начнем с того, что каждый этнос обычно имеет в своем составе несколько разновиднос тей биомеханических моделей. Так сложилось, что самые разнообразные типы человеческих тел имеют общие особенности и типичные отличия друг от друга. Это обстоятельство можно расце нить как приспособительную реакцию организ ма к конкретным условиям среды проживания.

На практике это выглядит примерно так. Поставьте рядом китайца и японца. Несмотря на их принадлежность к одной расе, они по внешнему виду, в том числе и по манере дви гаться, сразу же установят, что относятся к разным народам. А вот европеец может их зап росто перепутать, так как для него — все на одно лицо. Получается, что для одного народа является существенным отличительным при знаком, то другой народ может вообще не за метить. Не потому, что невнимательно отно сится к соседу, а просто потому, что он дру гой. Другой во всем: в качестве и направлении мышления, в манере и способе одеваться, в языке, предпочтениях и в умении двигаться. Различия необходимы хотя бы потому, что каждый народ, живя в своем пространстве, ты сячелетиями выстраивал способы существова ния в нем, что не могло не сказаться на всех сферах его деятельности. В первую очередь вза имодействие с окружающими природными ус ловиями порождало системы выживания в них. Система выживания, другими словами, и есть физическая культура, по крайней мере, это ее классическое определение.

Для того чтобы выжить, человек стал ук реплять в себе качества, способные помочь в этом процессе, и в дальнейшем стал их намеренно развивать. Это была одна из форм при способления к среде обитания.

Поскольку главным инструментом борьбы за существование для человека всегда являлось его тело, то именно развитие телесных возмож ностей стало занимать одно из главных мест в его жизни. Ведь практически вся необходимей шая работа выполнялась собственными руками. Поэтому во все времена так высоко было цени мо хорошее физическое развитие.

Разумеется, жизнь в природе требовала от человека определенных качеств, гарантирую щих выживание его как вида. Но люди, из-за своей слабой приспособленности к суровым ус ловиям существования пошли путем создания собственной среды обитания. С этого момента человечество перешло из природного измере ния в социальное. Но и социальность тоже мо жет быть очень разной по качеству у различных народов.

Иначе не существовало бы антагонизма между разными странами и типами цивилиза ций. Вспомните хотя бы всем известный при мер из истории. Любое сильное государство, а точнее, его граждане считают именно себя но сителями истинной культуры и единственным очагом цивилизации. В разные периоды на раз ных континентах повторялась одна и та же ис тория. Так, на Востоке Япония и Китай счита ли себя цивилизованными, а своих соседей вар варами. На Западе Греция и Рим придержива лись точно такой же точки зрения, как, впро чем, и Византия, а затем Османская империя.

Итак, условия существования влияют на способы использования возможностей биомеха ники человека, а также на культурные нормы, узаконивающие одни способы применения чело веческого тела и исключающие другие.

Однако можно сказать, что, несмотря на внешние формы выражения телесности в миро вых культурах, в любой из них существует не кая всеобщая триада, детерминированная самой человеческой природой. Вся триада замкнута на нервную систему.

Психическая составляющая

Именно психическая составляющая, пред ставленная в теле в виде нервной системы, уп равляет опорно-двигательным аппаратом, кото рый через движение воздействует на внутрен ние органы и системы. Проще говоря, мы име ем формулу, вполне применимую к биомехани ке человека: рефлекс — движение — внутрен нее и внешнее изменение.

Применительно к свиле эта триада несколь ко видоизменяется, получая вид: рефлекс — естественное движение — изменение позиции тела. Упор делается на рефлексы потому, что сознательная оценка опасности занимает много времени по сравнению с рефлексом. Естествен ность движения — также необходимый крите рий успеха, так как только естественные дви жения соединяют в себе скорость, точность и экономичность, только естественные движения можно подключить к бессознательным реакци ям, на которых базируется способность человека к ведению силового единоборства. Благода ря первым двум составляющим изменения в организме человека проходят сбалансирование, без травматических последствий, в пределах нормы, что позволяет после стабилизации за пустить всю цепочку снова.

По исследованиям, проведенным ранее А. К. Беловым, физиология свили включает в себя оценку опасности (будь то удар противни ка или неожиданно появившееся препятствие), оценку скорости и направления агрессивного действия и, соответственно, наиболее точную механическую реакцию. Общая стратегия пос ледователей славяно-горицкой борьбы заклю чается в учете самых незначительных деталей. Взять хотя бы пути передачи зрительной ин формации в мозг и механизм передачи двига тельных команд от мозга к конечностям. Ско рость оценки и прохождения сигнала слева на левую руку быстрее, чем слева на правую, так как двигательная зона правого полушария по проводящим путям дает сигнал левой руке.

Без знания этих закономерностей невоз можно полноценное использование своего тела. Тем не менее не стоит обольщаться и думать, что само прочтение книги в состоянии сделать вас подвижным, ловким и координированным. Любая, даже самая совершенная теория разви тия человеческих способностей, услышанная вами или прочитанная в книгах, будет совер шенно мертвой, если отсутствует ее планомер ное практическое воплощение. Чтобы стать ма стером, нужно иметь ясные теоретические пред ставления и, главное, результативную практи ку, с помощью которой можно корректировать теорию. Главные теоретические представления, в свою очередь, становятся гарантом сохране ния чистоты и функциональности практической схемы.