А что в России?

Как мы дерёмся

А что же на Севере, еще точнее, в России? Эта территория даже географически до такой степени разнородна и разнообразна, что и типы сознания людей, живущих на ней, так же рази тельно отличаются друг от друга. В связи с эти ми особенностями организации сознания русского человека все наши соседи отмечают, что именно мышление русских почти целиком состоит из парадоксов, часто взаимоисключающих. Да и вся наша жизнь сплошной вопрос и парадокс, сле довательно, и культура тоже.

Россия практически единственная в мире страна, которая на протяжении своего много тысячелетнего существования* так и не достиг ла расцвета. Неужели это хроническая нежиз неспособность? Или, еще хуже, историческая отсталость и культурная недоразвитость?

Помните, я говорил раньше, что народы сильно отличаются друг от друга не только фи зическим обликом и культурой, но и типом со циальной организации? Здесь и кроется разгад ка. Наверняка еще по школьным занятиям исто рией многие из вас помнят, что существуют классические цивилизации востока, запада и юга, а про север Европы вспомнить что-либо такое очень трудно. Может, на севере не было цивилиза ции? Она была и есть, а вот будет ли, это мы узнаем в дальнейшем.

Россия представляет собой уникальный, единственный тип цивилизации и культуры, не похожий ни на один из других типов почти ни в чем. Начну с того, что в России отсутствовало классическое рабство, годное только для "на стоящих" цивилизаций античности. Отсутство вали классические типы политических систем и форм экономики. Да мало ли еще таких явле ний, которые, с точки зрения "просвещенных и развитых" государств, представлены в России в ущербном виде или отсутствуют вовсе!

Выводы, которые делают наши соседи из этого положения вещей, крайне однобоки, а в подавляющем большинстве случаев просто не правильны. Поскольку общепринятым считает ся говорить о русском варварстве и в нем ис кать корень зла, именно с этих позиций нас и рассматривают представители цивилизованно го мира.

Но давайте подумаем, разве у явления мо жет быть только одна сторона? Поскольку в России живет огромное количество тех самых варваров, которых нужно срочно окультурить, то не резонно ли рассматривать эту проблему с обеих сторон?

Май 1996 года. Москва. Недалеко от Москвы-реки проходят тренировки и семинары по славяно-горицкой борьбе, точнее, по разделу рус ского штурмового боя. Занятия ведет сам со здатель системы — Александр Константинович Белов. Он, как обычно, серьезен и сосредото чен. Пока группа готовится к занятиям, а пары бойцов ищут свободное место, мы, участники семинаров, следим за происходящим. Народу на поляне, как обычно, много, но среди этих людей взгляд вдруг натыкается на человека, который никак не вписывался в развернувшу юся перед нами картину. Мой напарник и со сед по палатке сразу же вслух заметил: "Смот ри, стопроцентный иностранец". На мой рито рический вопрос, почему он так думает, ведь парень переодевается вместе со всеми и, явно, пришел на тренировку, он задал встречный вопрос:

— А ты стал бы надевать новый спортивный костюм, зная, что минут через десять польет дождь?

— Конечно, не стал бы, во что бы он пре вратился!

— Вот и я бы не стал. К тому же перед тренировкой он съел апельсин.

В общем, в действиях этого человека не было ничего особенного или преступного, но вел он себя так, как никогда бы себя не повел наш соотечественник. Зная о том, что мой на парник уже закончил два курса иняза и хорошо говорит по-английски, я заранее поздравил его с тем, что, вероятнее всего, именно ему придет ся инструктировать нашего гостя. Так оно и случилось. Иностранец оказался итальянцем, но по-английски говорил вполне прилично, поэто му трудностей в общении не было. Поскольку пары у меня не было, я инспектировал ход за нятий, стараясь ничего не упустить. При этом в поле моего зрения постоянно маячила пара, вто рым номером в которой был итальянец.

Для нашего гостя эта тренировка наверня ка стала чем-то незабываемым. Начну с того, что Александр Константинович демонстрирует элементы на такой скорости, что и наметанный глаз не сразу способен отследить его движение, что уже говорить о новичках.

Поэтому Карло, так звали итальянца, по стоянно просил повторить движение и показать его медленно. В результате из сотни связок, показанных А. К. Беловым на этом занятии, ита льянец сумел только поверхностно ознакомить ся с десятком комбинаций. Вы скажете, что тут удивительного, ведь он же новичок. Но даже самые бездарные новички, попадавшие на заня тия, хотя бы к концу тренировки начинали рас кручиваться. А итальянец не понимал, как мы двигаемся, он не понимал смысла и эффек тивности нашей системы движения.

Вот наиболее показательные ментальные позиции, свойственные западному цивилизован ному миру, я их просто перечислю.

— Зачем нужно тренироваться на улице?

— Почему это нужно делать под дождем?

— Почему вы деретесь без перчаток?

— Почему борьба называется именно так?

Не правда ли, показательный перечень воп росов? В последние годы я все чаще стал выслу шивать подобные вопросы от своих соотечествен ников. И мне не остается ничего другого, как начать на них отвечать.

На улице нужно тренироваться в любую погоду именно потому, что в реальном бою вы будете драться в привычных для вас условиях.

Мы деремся в основном без защитной аму ниции, так как в ситуации уличной драки или рукопашного боя защитных средств никто не применит.

Наблюдая за процессом обучения италь янца, я искренне сочувствовал своему напарнику, так как он пытался объяснить, зачем нужно заниматься славяно-горицкой борьбой, на таких примерах, которые могут быть понят ны только русскому человеку. Возьмем такой. Группа отрабатывает действия одного против многих нападающих. Карло задает вопрос: для чего это нужно? Его наставник начинает тер пеливо втолковывать примерно следующее:

"Представь, что ты провожаешь свою девушку домой, вдруг к тебе подходит компания мордо воротов и хочет ее увести, ты же должен бу дешь за нее заступиться". Вот тут начинается реакция, которая возможна только у цивили зованного человека: "Но ведь это хулиганство, нужно вызвать полицию!" Еще пример. Мно гих смущает, что атаковать нужно первому, так сказать, невзирая на численность лиц и их фак туру. Смутило это и Карло, который решил, что не всегда нужно драться, ведь можно убе дить словесно. На это мой напарник опять привел пример из нашей действительности: "Не дожидайся, пока тебе приставят нож к горлу и вытряхнут твои карманы, нужно пресекать враждебные действия в зародыше! Понял?" Самое поразительное, что наш гость из Ита лии не обратил ни малейшего внимания на слова о ноже, приставленном к горлу. Его глу боко возмутило посягательство на его личные вещи. Вероятно, на западе уголовники действи тельно настолько уважают своих сограждан, что не станут вытряхивать из них честно зара ботанную мелочь, а полиция стоит на страже общественного порядка. Поэтому и драка на улице там похожа скорее на фарс, нежели на демонстрацию жестокости и насилия. И уж тем более далеко тамошним жителям до наших ма стеров уличных столкновений.

Рассказанный мною эпизод должен был показать, насколько мы разные. Кроме того, у вас есть повод лишний раз убедиться в том, что, по крайней мере, в умении выживать и драться нам не у кого учиться. Наоборот, этому умению учатся у нас, как во многих государствах ближ него зарубежья, где славяно-горицкая борьба занимает свое прочное место в системе подготов ки служащих госбезопасности и внутренних дел, взять хотя бы Казахстан.

Да и всеми любимые и уважаемые японс кие мастера очень внимательно следят за разви тием русского рукопашного боя системы Бело ва. Даже сняли фильм, качественный и про фессиональный. Только вот смотреть его будут не мои соотечественники, а японцы. Как выяс нилось, их больше интересует система русской профессиональной драки.