Пространство вокруг человека

ВЛАДЕНИЯ СТРИБОГА

Название статьи выбрано отнюдь не случайно, ведь Стрибог —божество пространств, недаром его называют "богом че тырех ветров". В этой главе мы поговорим об окружающем человека пространстве.

Интересующая нас область ограничена зем ными пределами, теми пределами, в которых мы живем. Наиболее общее определение про странства утверждает, что "пространство выра жает порядок расположения одновременно со существующих объектов". Мы же, внеся конк ретизацию в определение, получим, что "про странство образуется порядком расположения одновременно сосуществующих объектов в пре делах Земли". А поскольку материя, движение, время и пространство являются составляющи ми единого процесса, то можно сделать следую щие выводы: так как неотъемлемым атрибутом материи является движение, то мы можем ут верждать, что процесс движения возможен толь ко в определенном пространстве. Движение ма териальных объектов в пределах материально го пространства должно иметь направление, и оно существует. Ведь всякий материальный про цесс развивается от прошлого к будущему, то есть в одном направлении. Это направление задается течением времени, которое определя ет последовательность существования сменяю щих друг друга явлений. Если мы сузим широ ту определений до пределов категориального аппарата физической географии, то получится, что "в физическом пространстве движение ма териальных объектов возможно только в огра ниченном числе направлений, что вызвано обус ловленностью процесса движения, конфигура цией породившего его пространства".

Кроме влияния пространства на движение объектов внутри него и заданность движения в определенном направлении, следует учитывать скорость движения объектов. Более того, струк тура нашего четырехмерного пространственно го континуума находится под большим влияни ем сил тяготения, которые способны изменять его характеристики.

Думаю, что эти определения помогут по нять особенности биомеханики человеческого организма и условий, в которых он формиро вался и существовал. Для нас главное значение имеет физическое пространство, точнее, при родная среда, в которой сложился русский эт нос. Природная среда — это не только тип лан дшафта, почвы, климата, это еще и мириады живых организмов, среди которых существует человек и от наличия которых зависит его вы живание. Вероятно, поэтому первобытный че ловек все явления природы считал живыми, спо собными влиять на его благополучие в худшую или лучшую сторону. В книге о Русской Здраве уже приводился разбор проблемы влияния ландшафта и других природных факторов на эмо циональное и физическое состояние человека.

Наиболее общими характеристиками, со здавшими славяно-русскую модель организма, можно считать сильно пересеченный рельеф местности, свойственный для лесной и лесостеп ной полосы с их многочисленными оврагами, ложбинками и холмами, зачастую поросшими богатой растительностью.

Говоря о влиянии физического простран ства на этнические особенности биомеханики, следует отметить, что среда обитания сформи ровала русский тип с особо подвижным плече вым поясом и сильно развитыми хваткими ру ками. Кстати, среда обитания, сформировавшая человека европеоидного типа, вовсе не сделала его медлительным или неуклюжим в движени ях, а, наоборот, создала "сплав высокого ма невра действия с его резкой порывистой реали зацией". Достаточно холодный климат, не по зволявший развиваться земледелию, а точнее, делавший его малоэффективным, вкупе со сре дой обитания во многом определил и основной уклад существования, создав предпосылки об разования охотничьих племен. Как известно, охотничьи племена положили начало воинским племенам и кланам. Традиционные орудия про мысла охотника — лук и копье —стали впос ледствии неотъемлемыми атрибутами воинов. Кроме того, не будем забывать, что охотничьи промысловые приемы постепенно переросли в систему воинских профессиональных навыков. Взять хотя бы способы преследования добычи, развивающие целую гамму навыков, необходи мых в ходе ведения войны.

В подтверждение этой теории приведу один из фактов недалекого прошлого, связанный с бытом семьи Лыковых, живших до недавнего времени изолированно от общества в глубине Сибири и ведших натуральное хозяйство, ос новой которого была охота. Двое братьев Лы ковых не имели не только огнестрельного ору жия, но и даже луков, тем не менее они охоти лись на таких быстрых животных, как олени. Оленя просто загоняли до смерти, преследуя его на протяжении 50-60 километров по тайге, а загнав зверя — разделывали его и отправля лись с тяжелой ношей назад. Заметьте, бежать нужно было быстро и даже очень быстро, пре одолевая массу препятствий сильно пересечен ного рельефа.

Эти феноменальные для современного мира достижения в умении управлять своим телом были вызваны особенностями существования этой семьи, очень близкими к условиям суще ствования первобытных лесных племен. При чем, нет ни единого намека, что братьев кто-либо намеренно тренировал, их способности — это результат условий существования, и разви лись они благодаря наличию естественных ге нетических предпосылок на базе возможностей нервной системы. Думаю, не стоит опять дока зывать, что сила, ловкость, быстрота переме щений и выносливость охотника — это верный гарант его личного выживания и выживания его семьи, выживания рода, наконец. Те же способ ности стали ценностью в воинских кланах, ро дах и племенах, так как от их наличия зависело процветание племени.

Как только мы завели речь о ценностях, мы сразу же перенеслись в плоскость культур ного поля. Как известно, культурное простран ство ответственно за создание ценностей, норм и знаковых систем. В пространстве культуры мы прежде всего будем рассматривать область, принадлежащую русской национальной культу ре, и уже в этих рамках рассмотрим поле наци ональной физической культуры, неотъемлемой составляющей которого является культура дви жения.