Восточные школы единоборств

и славянские боевые системы

Как правило, школы восточного происхож дения смотрятся выигрышнее своих европейс ких конкурентов. Одной из причин такой по пулярности являются специфические формы воздействия на противника и нормы движе ния, которые европейцу и в голову бы не при шли.

Судите сами, насколько более экзотично выглядит мастер, застывший в неестественной стойке в красивых шелковых одеждах, ожи дая атаки только для того, чтобы поразить су постата единственным движением, направлен ным в его биологически активную точку. Есть от чего прийти в изумление, особенно если логика и рационализм говорят о том, что опыт ный нападающий в состоянии искалечить ста тичного энерготерапевта в считанные секун ды, то такое отважное поведение последнего Действительно может сойти за непоколебимую уверенность в своей победе.

Попав под воздействие восточных мисти фикаций один раз, человек порой не может от него избавиться на протяжении долгих лет. Вот, к примеру, модная нынче тема бесконтак тного воздействия, боевого гипноза и прочих нетрадиционных, а значит, и страшно действен ных способов боя, как правило, поддержива ется людьми, уровень физического развития которых не тянет даже на средний, а состоя ние их психики и того хуже, что не может не вызвать закономерных опасений. Но по нео пытности начинающие не в состоянии разоб раться, где орудует свора мошенников от еди ноборств, вытягивающих деньги из занимаю щихся, где трудятся честные, но слабо подготовленные инструкторы, а где работают про фессионалы.

Поскольку основным критерием профес сионализма мы выбрали умение правильно двигаться, поговорим об этом подробнее. Ду маю, читатель согласится с тем, что движение должно быть оправдано контекстом ситуации, а также быть простым и экономичным. Тем не менее, чтобы не стать воплощением примити визма, движение в бою или в быту должно быть организовано законами национальной культу ры движения. Хотя бы потому, что последняя генетически близка ее носителю.

Без преувеличения можно сказать, что фактически любой тип движения может быть адаптирован к применению в боевой ситуации. Например: вы идете по улице в сумерках и вдруг натыкаетесь на ветку дерева. Уверен, что вы выполните именно то движение, кото рое гарантирует вашу безопасность. И я вдвой не уверен, что вы не станете тратить время на принятие стойки и постановку блока, потому что это неестественно для европейца, да и в данной ситуации это тоже неестественно. Та ким образом, мы подошли к рассмотрению фундаментального конфликта между сторон никами технического совершенствования и сторонниками работы от ситуации.

Адепты, тяготеющие к искусственным, но классически правильным схемам движения, дей ствительно уподобляются конструкторам несу ществующей реальности. В их системах, кажет ся, все сделано для того, чтобы занимающийся забыл, что такое простота движения. Им и в голову не может прийти, что побеждать в схватке можно легко и быстро, при этом сам бой нис колько не теряет в зрелищности, правда, при этом существенно ограничиваясь во времени.

Сторонники школ со стратегией развития, базирующейся на принципах ведения боя от ситуации, видя все минусы своих антиподов и строящие свои занятия по прямо противопо ложным принципам, как водится, проглядели один большой плюс своих оппонентов.

На фото - славяно-горицкая борьба.

Это преимущество заключается в том, что у искусственных боевых систем есть четкая пос ледовательность технических элементов, свое го рода алфавит движения. Благодаря ему за нимающийся получает в свое распоряжение четкий и понятный инструментарий ведения боя. Без фундаментальной технической базы невоз можно обучить человека драться. Но эта же ка ноническая техника становится камнем преткно вения в деле вырабатывания способностей к импровизации.

Каждый из полюсов противостояния остал ся при своем, и никто не собирается менять своих позиций. Все считают, что изменить свои пози ции — это значит уступить давлению против ника и принять его линию поведения, а значит —изменение своим принципам равносильно поражению.

Но есть и другой путь нейтрализации это го примитивного антагонизма. Например, для славяно-горицкой борьбы (смотрите раздел сайта здесь) такие конфликты совершенно не свойственны. Технический фор мализм заканчивается после полного изучения горицкого свода, то есть после изучения эле ментов технической базы. Далее обучение идет на основе универсальных компоновочных прин ципов. Такая система подготовки напоминает каждодневное открывание для себя возможно стей своего же тела. В таком режиме занятий окостеневание системы и уход в ортодоксаль ность невозможны. И дело вовсе не в том, что бы всеми силами обеспечивать живучесть сис темы ради нее самой. Славяно-горицкая борь ба призвана выполнять сугубо практические функции подготовки высококлассных бойцов, сохранения и развития русской боевой куль туры.