ИГРЫ, решающие те же задачи, что и упражнения

1. На одном дыхании произнести: «Я еду с моим другом на машине». Ребенок 5–6 лет не сможет это сделать больше 10 раз. Но уже через неделю он произнесет ее 15–20 раз. Вот он уже отличается от остальных детей. Вот он уже и спортсмен. Для развития дикции и моторики, для дыхания, для упреждения астмы можно проговаривать следующие поговорки: «Бык тупогуб, тупогубенький бычок – у быка бела губа была тупа». Разучивать эту фразу нужно, разделив ее на 2 части, потом соединить. Хорошая фраза «Карл у Клары украл кораллы», но, разучивая эту фразу, нужно обратить внимание ребенка на то, что в 1-м слове идет первая буква «р», во 2-м – «л», в 3-м – «р», и в 4-м – «р». Без осознания этой формулы ребенок будет долго мучиться. Это уникальное упражнение для ритмического мышления. Позже добавите 2-ю часть фразы: «Клара у Карла украла кларнет». В итоге – это тест на интеллект. Открою еще один секрет папам и мамам. Учить ребенка выговаривать букву «р» целесообразно таким способом: чуть выдвинуть нижнюю челюсть вперед и как бы заводить машину: «Др – др – р – рр». Естественный прикус не способствует оптимальному произношению буквы. И не нужен никакой логопед. Можно повторять фразу «Мей – би бе – би, мей – би бо – би». Здесь рекорд для 15-летнего юноши – 35 раз.

2. Армрестлинг военных. И. п. – беретесь с партнером за руки встав друг перед другом, как бы здороваясь. Одна нога впереди тыльной стороной ступни соприкасаясь с тыльной стороной ступни соперника, вторая – сзади на небольшом расстоянии.

Пытаемся обманными движениями рук (вправо-влево) запутать соперника и лишив его равновесия, сдвинуть с места. Как правило, сдвигается нога находящаяся сзади – 1: 0. Тренируйтесь до 3–5 побед. Поменяйте руки. Малышам выполнять упражнение очень осторожно, так как у них нежная хрупкая кисть, слабые пальцы. Хотя здесь важна не сила, а ловкость, все же упражнение потребует год подготовки. В этой игре есть и очень важный секрет: если партнеры слишком различаются в комплекции, для того чтобы более габаритный соперник не имел преимущества, расстояние между правой и левой ногой каждого спортсмена должно быть минимальным, 10–20 см. Этим мы лишаем его преимуществ, устойчивости.

3. «Монетки». Эта игра развивает скорость, реакцию и координацию. И. п. – рука перед собой на уровне пояса ладонью вниз. На тыльной стороне руки лежат две монеты, одна ближе, другая дальше: нужно, не подбрасывая монеты вверх, резко опустив руку, чуть на себя, догнать их, поймав сначала ближнюю, а потом и дальнюю. Тренироваться так: сначала научиться ловить одну монетку, потом имитировать ловлю другой, представляя, что ловишь воображаемую монетку в первую очередь или во вторую. Второй вариант – не опускать руку, а пока подбрасывать, облегчая себе задачу, две, а потом три монетки, одновременно и поочередно ловить их. Проверял маститых боксеров – у многих координация отсутствует. И ничего удивительного – гораздо легче и эффективнее все осваивать и развивать с раннего детства, используя то фантики, то кусочки ваты, то картонные кружочки. Не с пятнадцати лет, а с пяти, и на базе достигнутого добиваться новых впечатляющих рекордов, развивая скорость, реакцию, умение концентрироваться. Здесь также возможен рекорд Гиннеса. И. что ее важно, в такой игре координацию и быстроту реакции может улучшить и очень пожилой человек.

4. Реакция. И. п. – встаньте напротив мамы, чуть протянув к ней руки ладонями вниз. Мама поглаживает снизу ваши ладошки, убаюкивая вас, вытянув руку на себя, усыпляя бдительность, и вдруг неожиданно и резко, но не больно выдернув руку, бьет сверху по вашим рукам (лучше и сложнее «крест-накрест», то есть правой правую руку) – и если вы не успели убрать, не хватило реакции, то 1: 0 в пользу мамы! Кто скорее наберет 10 баллов? Но сравните счет с показателями предыдущей игры, где будете бить вы. Там счет тоже будет в пользу бьющего – 7: 5 и 5: 7. Ничья! Играть – везде.

5. Ритм. Самое эффектное и эффективное упражнение. Сидя, произнесите фразу «Ти-та, ти-та, ти-ти, та-ти» несколько раз подряд. Суть упражнения в следующем: на слог «ТИ» хлопаете (стучите) себя по коленям двумя руками, на слог – «ТА» – по плечам, позже ускоряя и ускоряя темп. Выражение «ТИ – ТА» можно заменить на нотки «ДО – РЕ». Вариантов со слогами в такте (а это такт) четыре четверти – мы же поем восьмыми нотками (по длительности) – десятки! Например: «ТИ – ТИ, ТА – ТИ, ТА – ТИ, ТА – ТИ» или «ТИ – ТИ, ТИ – ТА, ТИ – ТА, ТИ – ТА». Если занятия проходят в детском саду, разделите группу на более талантливых и менее способных и занимайтесь отдельно - чтобы не травмировать детей.

6. «Посчитать пальчики». Занять время ребенка, особенно болезненного, неподвижного, с интеллектуальным отставанием , и расширить его возможности можно ещё и таким способом: «перебирать пальцами». И. п. – упереться большим пальцем правой руки в указательный палец левой.

Последующее движение сменяет первое и позицию с плавным переходом – указательный палец правой руки поднимается чуть вверх навстречу большому пальцу левой и соприкасается с ним. Следующее движение: не отрывая пальцев, соединенных при втором движении, разъединяем связанное первым движением, и большой палец правой руки описывает полукруг вверх вокруг двух пальцев от второго движения навстречу движущемуся к нему снизу к нему по полукругу указательному пальцу левой!

Только соединив их, мы разъединяем предыдущую пару и, преодолев полукруг одним и другим, снова соединяем. То есть мы пришли к первому движению, в точности повторив его. Так и чередуем эти два соединения. Позже, через неделю, месяц, малышам, когда движения станут естественными, без напряжения, упражнение можно будет усложнить, задействовав все пальцы в таком же порядке. Но сначала большой палец правой руки чередовать с каждым по очередности пальцем левой – с указательным, средним, безымянным, мизинцем. Позже перебрать все пальцы правой руки, а еще позже – задействовать все пальцы рук одновременно. Такое занятие хорошо влияет на нервную систему, связывая между собой нервные окончания, объединяя их в один механизм и одновременно являясь массажем, развивает пальцы и кисти, влияет на координацию, вырабатывает внимание, концентрацию и даже влияет на уровень интеллекта..

7. «Смять газету» (см. упражнение № 23 «Быстрые пальцы» ) Половину большого листа сжать в кулак, перебирая пальцами и не помогая другой рукой. На вытянутой руке. Кто быстрее! Конечно же, побеждает тот, кто тренировался, используя и другие упражнения. Прекрасный тест на моторику, темперамент, выносливость и тренированность, т. е. определяет природные данные.

8. «Лев и охотники». Эта ига помогает познакомить и подружить детей разных возрастов. Мы проводили ее в детских лагерях. Старший ребенок выполнял роль льва, а двое младших были охотниками. На площади 10 х 10 метров 2 охотника должны были догнать и рукою коснуться льва. Если в течение 2–3 минут они не «осалят» (не прикоснутся) льва 3 раза, то проигрывают. Тогда им нужен более слабый «лев». В спешке они, конечно же, просто не успевают сообразить, что нужно медленно и спокойно «загонять льва в уголок».

9. Гусиный шаг. Эту игру можно назвать по-разному – «обратный шаг», «запутанный шаг» и «гусиный шаг». И. п. – встать ровно, подровняв носочки.

Сделайте шаг вперед правой ногой, но не сразу, а чуть подав назад и заведя ее за левую ногу левее, ее и резко, толчком ( иначе будете двигаться не вперед, а назад), выдвинуть ее вперед. Шаг будет маленький, 5 сантиметров, но все же движемся вперед! Теперь, когда мы перенесли всю тяжесть тела на правую ногу, встав на нее, по той же схеме делаем шаг левой ногой не прямо, а скрещивая ноги и выставляя ее хотя бы на дюйм дальше правой. Играя в эту игру (или выполняя это упражнение) всем играющим для устойчивости лучше взяться за руки.

10. На балконе (постараться не мешать соседям), или в маленькой узкой комнате можно устроить соревнование. Бить по мячу ногами, стараясь попасть по воображаемым воротам (стена сзади спортсмена). Мяч, отлетая от ног и стен, может случайно попасть в ворота рикошетом. Чтобы не получить гол в свои ворота, требуются быстрая реакция, напряжение, внимательность, координация и скорость. Любимая игра моего 5-летнего сына (общаться с папой очень хотелось, а на таком уровне озорства, баловства, соперничества получается лучше всего).

11. Игры на полу. Наши дети, опережая нас в изобретательности, придумках, часто выдумывают много всевозможных игр, валяясь на полу. И вместо того чтобы ворчать на них, хорошо бы взять на вооружение всё, выдуманное ими, и поиграть в следующие игры.

А.. Лечь на пол и, опираясь на локти и всю руку до ладони, передвигаться вперед, только за счет усилий рук. Здесь можно устроить эффектное соревнование с взрослыми.

Б. Сесть на пол, выпрямив вперед ровные ноги, расположить руки сзади корпуса (за спиной) и, отталкиваясь ими, продвигаться вперед. Можно двигаться и в обратную сторону, руки установив на полу перед собой и, опираясь на ладони, передвигаться спиной вперед по ходу.

В. Лечь на пол и без помощи ног, перенося тяжесть с одной лопатки на другую, продвигаться в одну сторону и, доведя до упора, обратно. Можно в обоих случаях помогать ногами. Через год устроите гонки в семье, школе, садике!

Г. Передвигаться не только на лопатках, но и на ягодицах, обязательно опираясь на руки и перекладывая на них не менее половины нагрузки (иначе будет больше вреда, чем пользы). Это упражнение в будущем очень поможет любому спортсмену, особенно тем ребятам, которые выберут такой вид спорта, как спортивная ходьба.

Д. Пол, который скользит, очень благодатное место для экспериментов ребенка. На нем можно и двигаться в различные стороны, и крутиться, и кататься, и выполнять любые упражнения из «Дневного чудо-комплекса». Например: и. п. – сидя на полу и облокотившись руками, чтобы не упасть на спину, ровные ноги, вытянутые вперед. Правую ногу чуть согнуть в колене, перенести колено через левую ногу и коснуться пола. Вернуться в исходное положение и выполнить такое же движение левой ногой.

12. Гонки (2-й год обучения). Передвигаемся лежа на спине: а) на лопатках; б) на ягодицах (вперед и назад).

13. Пальцы (5-й год обучения). Соперники сцепляются пальцами и тянут руку соперника на себя, пока тот не разомкнет палец.

14. Армрестлинг большого пальца.

15. Мужское соревнование. Своими коленями сжимать-разжимать ноги соперника (упражнение № 24 А из «Дневного «чуда-комплекса»).

Игры превращаются в соревнования, в стиль жизни и в конечном итоге – в смысл жизни.