Водно-моторный спорт

Водно-моторный спорт - технический вид спорта, включающий скоростные соревнования и туризм на моторных судах. Различают моторные суда спортивные, гоночные, надувные, с воздушным винтом и др. В зависимости от рабочего объёма (литража) двигателей или предельной суммарной массы корпуса и силовой установки типы судов разделены на классы, которые, помимо основных (см. таблицу), включают надувные суда, туристские суда с дизельными двигателями и др. Почти во всех типах предусмотрен так называемый неограниченный класс, допускающий большую свободу в выборе двигателя и корпуса. Все типы и классы гоночных судов обозначены международными буквенными индексами.

Рекорды скорости регистрируются на определённых дистанциях или «на время». Гонки проводятся по замкнутым (кольцевым) трассам, обозначаемым буями или знаками, обычно со стартом и финишем в одном месте. За рубежом распространены водные ралли, а также гонки в океане на большие дистанции. Водно-моторный спорт способствует овладению техникой, вырабатывает быстроту реакции, находчивость; служит лучшим средством испытания новых конструкций в условиях гонок, способствует совершенствованию двигателей и судов. В Европе, Америке и Австралии Водно-моторный спорт зародился в начале 20 в. и стал интенсивно развиваться после 1-й мировой войны.

В 1903 англичанин С. Эдж развил рекордную скорость —31,46 км/ч. Абсолютный рекорд скорости (на 1 января 1970) принадлежит американцу Л. Тейлору (1967, судно с турбореактивным двигателем) —459,0 км/ч. Абсолютный рекорд мира на судне неограниченного класса со стационарным турбореактивным двигателем и погруженным гребным винтом установил (1962) американец Р. Деби — 322,54 км/ч. С 1967 по результатам 8—10 гонок, проводимых в разных странах, определяют чемпиона мира по океанским гонкам (чемпион 1969 — американец Дон Аронау). Значительную роль в развитии Водно-моторный спорт сыграли англичане М. и Д. Кэмпбелл.

Наибольшее распространение Водно-моторный спорт получил в ГДР, ФРГ, Италии, Франции, Бельгии, Швеции, Великобритании, США, Японии и др. В России первые гонки на моторных судах состоялись в 1904 в Петербурге; в 1907 — международные гонки на каютных моторных судах. В 1925 в СССР была организована секция Водно-моторный спорт при Московском автоклубе. Впервые в 1938 было проведено личное первенство СССР по Водно-моторный спорт, общее командное первенство СССР состоялось в 1952; с 1956 они проводятся ежегодно.

В развитие Водно-моторного спорта в СССР большой вклад внесли Ю. В. Емельянов, П. А. Леонтьев, В. М. Жиров, Г. Б. Берзина, Р. Н. Шибаев и др. Советские спортсмены О. Гаврилов, В. Слинков, В. Исаков, Ю. Лилл, Р. Упатниекс, братья И. и П. Богдановы, В. Степанчиков, Е. Степанов и др. были рекордсменами и чемпионами СССР, призёрами международных соревнований. Водно-моторный спорт в СССР руководит Федерация Водно-моторный спорт, входящая в Бюро всесоюзных федераций военно-технических видов спорта ДОСААФ. Организацией Водно-моторный спорт, разработкой правил, проведением соревнований и регистрацией мировых рекордов занимается созданный в 1922 Международный союз водно-моторного спорта (УИМ); Федерация Водно-моторный спорт СССР входит в УИМ с 1969.



  • Очень хотелось бы узнать о чемпионе мира по водно - моторному спорту Владимире Слинкове (Слинькове) из Воронежа, который самостоятельно сконструировал и изготовил дюралевый глиссер с двигателем от а/м Чайка и когда-то занял первое место в мире.

    Гость (Станислав)