Новый мир как данность

Перед человеком в качестве объекта и объективной реальности условий его существования возникает новый мир как данность. По отношению к нему бесполезны аксиологические оценки: он не патологичен, не нормален; он не зол, не добр, - он объективен; он не лучше и не хуже того мира, который канул в вечность безвозвратно. Он другой. Человеку необходимо осваиваться в своем новом мире.

Главное, как отмечает Ж. -М. Леге, заключается именно в том, чтобы «раскрыть, проанализировать, объяснить изменения и научиться ими управлять». Собственно, изменения природных условий происходили всегда, но столь «медленно», что адаптационные механизмы успевали вносить соответствующие коррективы, и это проходило незаметно для человека. Однако приспособительная система не только адаптировала организм к происходящим изменениям среды, но и адаптировалась сама к темпам их протекания, которые на протяжении обозримого периода эволюции оставались относительно постоянными. Темпы современных изменений в этом смысле необычайно высоки, экспоненциальны. Адаптационные механизмы их не выдерживают: они не «сломались», они «захлебываются». Стратегическая задача состоит в снижении темпов происходящих изменений, а тактическая - в поиске средств для этого.

Очевидно, чтобы смягчить трудности, необходимо действовать с двух сторон: с одной стороны, уменьшать количество изменений, вы падающих на время жизни одного поколения; с другой стороны, интенсифицировать действие адаптационных механизмов. То есть преодоление экологического кризиса можно мыслить и как движение не «от», а навстречу грядущим изменениям. И состоять оно должно, как представляется, во встречном, взаимодополняющем движении общественные родовых и индивидуальных усилий.