Саморазвитие

Речь об альтернативности может идти только по поводу путей ее решения. Многоуровневая и многоаспектная проблема предполагает многовариантность ее решений, и, стало быть, на самом деле должен существовать целый «веер» разнообразных альтернатив. Между тем и критикуемые Фроммом авторы и он сам рассматривают лишь один, и, по существу, безальтернативный, путь - путь социальных преобразований. Фромм пошел дальше других и показал, что возлагаемые на этот счет надежды могут не оправдаться. Это очень важный вывод. Он не только наводит на мысль о безвыходности человека перед экологической угрозой; нереализованная самим Фроммом, его ценность в том, что он обнаруживает несостоятельность абсолютизации пути социальных преобразований и ориентирует на экстренный поиск дополнительных альтернатив.

Однако из констатации утопичности пути социальных преобразований отнюдь не следует, что он должен быть отброшен как не ведущий к достижению цели. Напротив, «совершенно очевидно, что актуализация тех социальных преобразований, которые имеет ввиду Э. Фромм, самым благотворным образом сказалась бы на состоянии современной экологии и заодно разрешила бы многие сложнейшие проблемы современного социального развития. Поскольку речь идет о созидании разумного и подлинного гуманного общества, целью которого является действительная свобода и прогрессивное развитие человека, то предлагаемая Э. Фроммом программа является реальной исторической перспективой человечества, которую следует всемерно приближать. Но масштабы этих преобразований таковы, что ничтожно мала вероятность их осуществимости в необходимые исторические сроки. С точки зрения потребностей современной экологической ситуации можно говорить об утопичности этого «социоцентричного» пути в качестве единственного и достаточного.

Учитывая, что бытие человека детерминировано не только воздействием социума, но и природными процессами, а также и процессами самодетерминации, рассмотрение лишь социальных детерминант преобразований является недостаточным. Тем более, что «механизм детерминации» целостен и лишь в научном анализе может быть представлен в виде относительно самостоятельных линий развития.

Понятно, что масштабы действия природных, социальных и индивидуальных возможностей изменения и развития несопоставимы, но почему бы не выявить имманентные специфику и роль «механизмов самодетерминации» и не дать шанс человеку испытать свои возможности на пути свободного саморазвития, показав, в чем они могут заключаться, если вообще такие возможности существуют?